4.4 ACCESSIBILITY: ДОСТУПНОСТЬ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Автор: Г. Г. Жур
Время чтения: 17 мин.

4.4.1 Ошибки, ведущие к недоступности сервисов

Для анализа сервисов с точки зрения доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, были использованы 95 критериев. Исследование показало, что все рассмотренные сервисы отвечают 48 критериям из 95. Что касается остальных 47 критериев, то по каждому из них на некоторых сервисах были обнаружены ошибки. Полный список найденных ошибок, распределенных по степени их критичности, приведен в приложении 6.
List of axe 4.3 Rules // Deque University.
Анализ показывает, что бóльшая часть ошибок касается незрячих людей. Из-за этих ошибок часть сервисов оказывается для них недоступна или труднодоступна. Например, такие пользователи часто не могут воспринять информацию из-за ее отсутствия в коде (в этом случае программа экранного доступа не может ее зачитать) и не могут управлять информацией, если структура страницы мешает корректной навигации.
Частые ошибки — недостаточный уровень контраста и запрет на масштабирование контента. Вероятно, они связаны с наличием отдельной версии для слабовидящих, в которой контрасту и масштабированию уделяется главное внимание. Однако, как показывает практика, и эта версия не удовлетворяет всем потребностям слабовидящих людей и имеет ограничения, например по масштабированию. Функция масштабирования позволяет увеличивать размер текста не по стандарту, как в версии для слабовидящих, а под индивидуальные потребности.
В соответствии с новым ГОСТ Р 52872-2019 основная версия сайта должна быть достаточно контрастна для слабовидящих пользователей.
Отсутствие контрастных визуальных якорей в версии для слабовидящих также затрудняет взаимодействие с сервисом: для слабовидящих людей они столь же важны при навигации по странице, как и для людей с острым зрением. При контрастности менее 4,5:1 люди с ослабленным зрением испытывают трудности при чтении. Для увеличенного текста (с минимальным размером 18 пунктов нормального или 14 пунктов полужирного) допускается контрастность 3:1. Это правило не действует для логотипов и элементов, выполняющих декоративную роль, а также неактивных контролов.
Кроме недостаточной контрастности, регулярно встречаются следующие ошибки, упорядоченные по частоте на рис. 31.

Рисунок 31
Наиболее частые ошибки на сайтах исследованных сервисов

  • У кнопок и ссылок нет автоматически распознаваемого текста. Для взаимодействия с интерфейсом незрячие люди используют программу экранного доступа. Любой элемент интерфейса, созданный для взаимодействия, должен содержать в коде указание на тип элемента, его состояние (значение), а также подпись и, возможно, подсказку. Это позволяет пользователю понять, какой перед ним элемент, как с ним взаимодействовать и что произойдет в результате.

  • У картинок отсутствует альтернативный текст. Незрячие понимают, что изображено на картинке, только по тексту к ней, который может быть прочитан программой экранного доступа.

  • Контент расположен за пределами областей навигации. Незрячие люди используют навигацию по областям и заголовкам. Контент, расположенный за пределами всех областей страницы, легко пропустить.

  • На странице больше одной основной области навигации. Незрячий человек ожидает найти основной контент в основной области. Если областей больше одной на странице, это может запутать пользователя.

  • Неверная иерархия заголовков. Чтобы незрячий человек понимал, где он находится, каждая страница должна иметь заголовок первого уровня. При изучении страницы пользователь изучает заголовок первого уровня, затем заголовки второго уровня и т. д. Если отсутствует заголовок первого уровня или иерархия заголовков прописана в коде некорректно, это усложняет навигацию по странице.

4.4.2 Анализ отдельных сервисов с точки зрения доступности для людей с ОВЗ

В качестве примера рассмотрим несколько сервисов различной тематики с разными итоговыми оценками.
Портал Ярославской области «Делаем вместе» (рис. 32). Наивысшая итоговая оценка. Общее количество ошибок на трех страницах — 111, из них критичных (см. раздел 3.6.2) восемь.
1
Страницы:
  • «Главная»: доля критичных ошибок среди всех ошибок — 12,20%;
  • «Карточка запроса»: доля критичных ошибок — 4,29%.
2
Ошибки, блокирующие пользовательский сценарий:
  • ссылки не имеют распознаваемого текста;
  • пользовательские поля ввода не имеют подписи;
  • скрытые от ассистивных технологий элементы недоступны с клавиатуры.

Рисунок 32
Наиболее доступный для людей с ОВЗ сервис (портал Ярославской области «Делаем вместе»)

Сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. По итоговой оценке занимает второе место. Общее количество ошибок на трех страницах — 24, из них критичных 12.
1
Страницы:
  • «Главная»: критичные ошибки составляют половину всех ошибок на странице;
  • «Контакты»: критичные ошибки составляют половину всех ошибок на странице;
  • «Регистрация»: критичные ошибки составляют половину всех ошибок на странице.
2
Ошибки, блокирующие пользовательский сценарий:
  • увеличение и масштабирование запрещены:
  • недостаточный уровень контраста:
  • у встроенного содержимого нет подписи.
Сайт Пенсионного фонда РФ (рис. 33). По итоговой оценке занимает третье место. Общее количество ошибок — 34, из них критичных 14.
1
Страницы:
  • «Главная»: 16,67% ошибок — критичные;
  • «Новости»: 88,89% ошибок — критичные;
  • «Что нужно знать о пенсионной системе»: 26,32% ошибок — критичные.
2
Ошибки, блокирующие пользовательский сценарий:
  • недостаточный уровень контраста;
  • у ссылок нет распознаваемого текста.

Рисунок 33
Пример сервиса, доступного для людей с ОВЗ (главная страница сайта Пенсионного фонда РФ)

Единый портал государственных и муниципальных услуг (портал «Госуслуги») (рис. 34). По итоговой оценке занимает седьмое место. Общее количество ошибок на трех страницах — 60, из них критичных 42.
1
Страницы:
  • «Главная»: 78% ошибок — критичные;
  • «Вход на сайт»: 16,67% ошибок — критичные;
  • «Поиск (новый)»: половина всех ошибок — критичные.
2
Ошибки, блокирующие пользовательский сценарий:
  • у картинок нет альтернативного текста;
  • недостаточный уровень контраста;
  • у ссылок нет распознаваемого текста;
  • не задан текущий язык документа;
  • увеличение и масштабирование запрещено.

Рисунок 34
Пример сервиса, имеющего среднее количество ошибок (главная страница портала «Госуслуги»)

Сайт Федеральной налоговой службы РФ. По итоговой оценке занимает девятое место. Общее количество ошибок на трех страницах — 212, из них критичных 53.
1
Страницы:
  • «Главная»: 33,77% ошибок — критичные;
  • «Документы»: 15,29% ошибок — критичные;
  • «Контакты»: 28% ошибок — критичные.
2
Ошибки, блокирующие пользовательский сценарий:
  • у картинок нет альтернативного текста;
  • элементы форм не имеют подписи;
  • элементы используют неразрешенные свойства;
  • свойства элементов имеют неразрешенные значения;
  • используемые свойства элемента не соответствуют его типу;
  • недостаточный уровень контраста;
  • ссылки не имеют распознаваемого текста;
  • у пользовательских полей переключения нет подписи;
  • у пользовательских полей ввода нет подписи;
  • скрытые от ассистивных технологий элементы недоступны с клавиатуры.
Сервис записи к врачу на mos.ru. По итоговой оценке занимает двенадцатое место. Общее количество ошибок на трех страницах — 93, из них критичных 75.
1
Страницы:
  • «Главная»: 78,95% ошибок — критичные;
  • «Запись к врачу»: 76,92% ошибок — критичные;
  • «Электронное обращение»: 86,21% ошибок — критичные.
2
Ошибки, блокирующие пользовательский сценарий:
  • у кнопок нет распознаваемого текста;
  • ID, используемые в пользовательских подписях, не уникальны;
  • недостаточный уровень контраста;
  • у изображений формата svg нет альтернативного текста;
  • у элементов с ролью img нет альтернативного текста.
Из 30 исследованных сервисов половина имеет менее 70% критичных и серьезных ошибок, семь сервисов имеют менее 50% таких ошибок и лишь один — менее 25% (табл. 4).
Наивысший уровень accessibility показал портал Ярославской области «Делаем вместе». Этот сервис имеет наименьшую по сравнению с другими сервисами долю критичных и серьезных ошибок, которая составляет 7% (111 ошибок на трех страницах, восемь из них — серьезные). Наименьшее количество ошибок имеет сайт Федеральной службы государственной статистики РФ — 24. Однако половина из них относится к критичным или серьезным.
1
Взаимодействие людей с ОВЗ с рассмотренными цифровыми государственными сервисами существенно затруднено.
2
Ни один из сервисов не соответствует всем требованиям ГОСТ Р 52872-2019 по цифровой доступности.
3
Анализ ошибок и их частотности показал, что больше всего трудностей при использовании цифровых сервисов в настоящее время испытывают незрячие и слабовидящие люди.
4
Самая частая ошибка, обнаруженная в ходе тестирования, — отсутствие необходимого уровня контраста, которое затрудняет слабовидящим пользователям взаимодействие с сервисом.

Таблица 4
Общие результаты оценки уровня доступности 30 исследованных сервисов для людей с ОВЗ

Таблица Б.5
Место в рейтинге Сайт Критичные Серьезные Невысокой критичности Не критичные Всего ошибок Из них критичных + серьезных Доля критичных + серьезных
1 Портал «Делаем вместе» Ярославской области 0 8 87 16 111 8 7,21%
2 Сайт Федеральной службы государственной статистики 3 9 6 6 24 12 50,00%
3 Сайт Пенсионного фонда РФ 0 14 14 6 34 14 41,18%
4 Портал бизнес-навигатора МСП 6 21 21 3 51 27 52,94%
5 Портал госуслуг Санкт-Петербурга 5 31 82 11 129 36 27,91%
6 Ресурс «Онлайнинспекция.рф» 16 23 104 0 143 39 27,27%
7 «Госуслуги» 19 23 18 0 60 42 70,00%
8 Сайт Калининградской областной научной библиотеки 10 33 49 0 92 43 46,74%
9 Сайт Федеральной налоговой службы 5 48 149 10 212 53 25,00%
10 Сайт Государственного архива РФ 1 60 43 2 106 61 57,55%
11 Сайт республиканского лицея-интерната Республики Саха (Якутии) 25 43 0 1 69 68 98,55%
12 Сервис записи к врачу на mos.ru 9 66 16 2 93 75 80,65%
13 Сайт Министерства строительства и ЖКХ РФ 7 69 6 5 87 76 87,36%
14 Портал «Работа России» 31 47 17 7 102 78 76,47%
15 Сайт АО «Почта России» 4 74 21 12 111 78 70,27%
16 Портал «Культура.РФ» 20 59 6 3 88 79 89,77%
17 Сайт Министерства просвещения РФ 22 58 63 0 143 80 55,94%
18 Сайт Министерства здравоохранения РФ 14 69 77 3 163 83 50,92%
19 Сайт Центральной избирательной комиссии 13 75 41 3 132 88 66,67%
20 Инвестиционный портал Краснодарского края 24 80 178 4 286 104 36,36%
21 Сайт Федеральной службы судебных приставов 7 103 5 12 127 110 86,61%%
22 Сайт ОАО «Российские железные дороги» 6 117 5 0 128 123 96,09%
23 Сайт Фонда социального страхования РФ 55 73 30 3 161 128 79,50%
24 Сайт Министерства внутренних дел РФ 17 117 83 27 244 134 54,92%
25 Сайт МФЦ Ярославской области 33 123 79 10 245 156 63,67%
26 Портал «Ваш контроль» 2 157 30 4 193 159 82,38%
27 Туристический портал Республики Коми 108 60 34 1 203 168 82,76%
28 Сайт Росреестра 36 143 9 8 196 179 91,33%
29 Сайт губернатора и правительства Белгородской области 32 228 59 5 324 260 80,25%
30 Платформа обратной связи на сайте администрации г. Челябинска 67 255 152 6 480 322 67,08%