3. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ДОСТУПНОСТИ

Время чтения: 32 мин.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Прежде чем приступить к разработке собственной методики исследования доступности цифровых сервисов, авторы изучили и проанализировали существующие методики и подходы.

Для оценки были отобраны 30 государственных сервисов: 20 сервисов федерального уровня и 10 сервисов регионального и муниципального уровней.

Оценка сервисов проводилась по четырем параметрам: функциональная доступность, юзабилити, языковая доступность и доступность для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Для проведения оценки по каждому из параметров была разработана специальная методика, определены критерии, показатели, отобраны эксперты и разработан чек-лист.

3.1 СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ДОСТУПНОСТИ СЕРВИСОВ

Автор: М. В. Туманова

3.1.1 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦИФРОВЫХ СЕРВИСОВ В МИРЕ

Доступность информации государственных органов в интернете является важным показателем, входящим в Индекс развития электронного правительства ООН (E-Government Development Index, EGDI). Необходимый элемент современного демократического государства — так называемое «электронное участие», которое предполагает «вовлечение граждан с помощью информационно-коммуникационных технологий в разработку политик, принятие решений, разработку и предоставление услуг».

Индекс развития электронного правительства (E-Government Development Index, EGDI) // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Исследование ООН: Электронное правительство 2020 / ООН. Нью-Йорк, 2020. 

С 2001 года департамент ООН по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ ООН) публикует исследования электронного правительства: оценивает национальные порталы электронного правительства и сайты правительственных ведомств. Оценка проводится методом опроса, основное внимание уделяется предоставлению электронных услуг, информации и тем возможностям, которые есть у граждан для участия в разработке политики на общегосударственном и региональном уровнях.

Исследование ООН: Электронное правительство 2020 / ООН. Нью-Йорк, 2020. 

В 2020 году оценка госсервисов проводилась по 101 критерию; оценивалось наличие отдельных видов информации или отдельных функций. Среди оцениваемых областей были, в частности, образование, здравоохранение, социальная защита, госзакупки, безопасность дорожного движения, а также наличие функций для настройки размера шрифта, типа, цвета и цвета фона; наличие свободного доступа к государственным услугам по различным каналам доступа; удовлетворенность пользователей онлайн-услугами; возможность подать жалобу на государственные услуги и т. д.

По итогам рейтинга 2020 года Россия попала в группу стран с очень высоким рейтингом электронного участия. Первое место в рейтинге поделили Эстония, США и Республика Корея, причем Корея занимает первое место три года подряд.

В Европе доступность государственных сервисов для пользователей, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья, регламентируется Директивой Европарламента и Совета ЕС 2016/2102 от 26.10.2016 о доступности веб-сайтов и мобильных приложений органов публичного сектора. Эта директива утверждает принципы доступности сайта: воспринимаемость, пригодность к эксплуатации, понятность и полноценность. Принципы доступности, в свою очередь, основаны на критериях из руководства по обеспечению доступности веб-контента (англ. Web Content Accessibility Guidelines, WCAG). Директива обязывает государства — члены ЕС регулярно проводить мониторинг сайтов органов государственного сектора на соответствие требованиям доступности.

В Европе регулярно сравнивают цифровые государственные сервисы с помощью индекса DESI (Digital Public Services in the Digital Economy and Society Index). На портале государственных органов Великобритании GOV.UK существует инструмент оценки качества цифровых сервисов, который предлагает владельцу сервиса отчет о том, какие элементы разработаны хорошо, а какие необходимо доработать. В США исследовательский Центр цифрового правительства (Center for Digital Government, СDG) оценивает цифровые сервисы, разработанные в разных штатах. Организация экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD) сопоставляет цифровое развитие стран в мировом масштабе, регулярно измеряя Индекс цифрового правительства (Digital Government Index, DGI).

Stone A. Digital States Survey 2020: Cloud Is More Critical Than Ever // Government Technology.

Таким образом, рассмотренные нами наиболее значимые документы, регламентирующие доступность государственных сервисов в мире (мы не претендуем на исчерпывающий обзор всего мирового законодательства в этой области), содержат такие требования, как доступность информации об органах власти, их услугах и функциях, возможность получить необходимую услугу с помощью государственного сервиса, а также требование технической доступности сервисов и их удобства для всех, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья. Эти основополагающие критерии применяются и в нашей методике.

3.1.2 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕРВИСОВ В РОССИИ

Оценка доступности российских государственных сервисов проводится по нормативно установленным критериям и показателям доступности (см. приложение 2). Можно выделить два основных способа контроля: мониторинг, проводимый уполномоченными органами по утвержденным методикам, и сбор мнений и оценок пользователей.

Первый способ реализован в автоматизированной системе Минэкономразвития России, с помощью которой министерство оценивает техническую доступность официальных сайтов госорганов и их соответствие действующим НПА.

АИС «Мониторинг госсайтов» // Министерство экономического развития Российской Федерации.

Мониторинг проводится по утвержденной методике и включает несколько видов оценки:

Методика // АИС «Мониторинг госсайтов».

  • экспертную оценку соответствия официального сайта российским НПА и критериям ООН;
  • автоматическую оценку технической работоспособности сайта;
  • техническую оценку опубликованных на сайте открытых данных;
  • оценку посещаемости сайта;
  • оценку активности пользователей в процессе совершенствования сайта.

Критерии, применяемые для анализа официальных сайтов для формирования E-Government Development Index (EGDI).

Эксперты с помощью специально разработанной анкеты определяют текущий уровень доступности информации о деятельности государственных органов. По результатам мониторинга формируются несколько рейтингов, в которых в числе прочих используются следующие показатели:

  • навигационная доступность;
  • HTML-доступность;
  • файловая доступность;
  • графическая доступность;
  • наличие версии для слабовидящих;
  • удобство пользования ресурсом.

Итоговая оценка по всем рейтингам называется коэффициентом доступности. Пример рейтинга ФОИВ, подготовленного в АИС «Мониторинг государственных сайтов», показан в табл. 2.

Текущий рейтинг ФОИВ см. в АИС «Мониторинг госсайтов».

Таблица 2

Пример распределения мест в итоговом рейтинге ФОИВ на портале «Мониторинг государственных сайтов»

Доступность цифровых сервисов измеряется также в ходе ежегодного мониторинга предоставления госуслуг в электронной форме. Мониторинг проводится Минэкономразвития России в отношении большинства госуслуг по утвержденной методике, которая регулярно обновляется в соответствии с изменениями в НПА. Методика оценивает доступность для заявителя информации и возможность выполнить определенные действия: записаться на прием, оплатить пошлину, подать заявление, получить результат и т. п. Если все эти действия доступны, следовательно, доступна и сама госуслуга. Оценивается также доступность органов и учреждений по номерам телефонов, указанным в сервисах и на сайтах.

Услуги в электронном виде // Совершенствование государственного управления.

Мониторинг проводят эксперты; они заполняют анкету, отмечая выраженность индикаторов качества и доступности услуги (рис. 5). Например, в ходе мониторинга в 2021 году эксперты Минэкономразвития России отметили значительное снижение доступности сервисов подачи электронного заявления в некоторых ФОИВ. Кроме того, в некоторых случаях ответы ведомства содержали техническую информацию и были непонятны заявителю (рис. 6).

Рисунок 5

Пример вариантов ответа эксперта при проведении мониторинга Минэкономразвития России

Рисунок 6

Примеры непонятных заявителю ответов ведомства, отмеченные в ходе мониторинга

Второе направление мониторинга нормативно установленной доступности сервисов связано с постоянным сбором оценок, отзывов является информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг (ИАС МКГУ). В ней накапливаются и обрабатываются мнения заявителей о процессе получения госуслуг.

ИАС МКГУ // Совершенствование государственного управления.

Оценки поступают по разным каналам (СМС, телефонный опрос, специальные терминалы в МФЦ, ЕПГУ и т. п.). На интегрированном с ИАС МКГУ портале «Ваш контроль» пользователи оставляют развернутые отзывы, в том числе о доступности цифровых сервисов. Вот пример отзыва: «Телефоны в отделении ПФР не берут, статус моего обращения о переводе пенсии неизвестен. Как узнать, какой статус обращения?».


Оценки поступают по разным каналам (СМС, телефонный опрос, специальные терминалы в МФЦ, ЕПГУ и т. п.). На интегрированном с ИАС МКГУ портале «Ваш контроль» пользователи оставляют развернутые отзывы, в том числе о доступности цифровых сервисов. Вот пример отзыва: «Телефоны в отделении ПФР не берут, статус моего обращения о переводе пенсии неизвестен. Как узнать, какой статус обращения?».

Отзыв № 2157335 // Ваш контроль.

Доступность сервисов государственных органов оценивается не только на общероссийском, но и на региональном уровне. Многие правительства субъектов РФ утверждают свои методики и проводят собственные мониторинги.

Как показал анализ российских методик, они ориентированы на мировые стандарты и в целом соответствуют им. Поэтому в качестве одного из основных для нашего исследования был выбран метод экспертной оценки сервиса, опробованный Минэкономразвития России.

Прочие методы разработаны специально для данного исследования на основании различного рода существующих методик и НПА, например методик оценки понятности текста, ГОСТ Р 52872-2019, что подробнее рассмотрено в соответствующих разделах этой главы.

3.1.3 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ДОСТУПНОСТИ СЕРВИСОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ КОММЕРЧЕСКИМИ СТРУКТУРАМИ И ЭКСПЕРТНЫМ СООБЩЕСТВОМ

Помимо названных государственных подходов существует множество других методик и способов оценки доступности сервисов. В целом их можно разделить на следующие группы.

1

Оценка технической доступности. Различные автоматические системы позволяют в любой момент определить, можно ли воспользоваться сервисом и какие проблемы встречает пользователь в начале взаимодействия с ним. Например, можно определить, кем и когда зарегистрирован домен сервиса и является ли сервис работающим.

2

Оценка доступности интерфейса для людей с физическими ограничениями и инвалидностью.

Центр общественной экспертизы и сертификации Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества инвалидов предлагает экспертизу и консультации по повышению доступности сервисов для инвалидов по зрению, по слуху, людей с нарушением опорно-двигательного аппарата.


Центр общественной экспертизы и сертификации Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества инвалидов предлагает экспертизу и консультации по повышению доступности сервисов для инвалидов по зрению, по слуху, людей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
3

Оценка юзабилити сервиса. Компании предлагают владельцам сервиса провести экспертную оценку того, насколько сервис доступен и удобен для пользователя при различных условиях, в том числе при использовании разных устройств, разных браузеров, наличии разных ограничений у пользователя.

Компания Google предлагает оценить доступность приложений, разрабатываемых на платформе Android, с помощью инструмента «Сканер доступности». Сканер проверяет приложение и предлагает варианты его доработки. Тестируются компоненты, важные для пользователей с ограниченными возможностями, а именно: ярлыки контента; размер области прикосновения; элементы, реагирующие на клики; контрастность текста и изображений.


Компания Google предлагает оценить доступность приложений, разрабатываемых на платформе Android, с помощью инструмента «Сканер доступности». Сканер проверяет приложение и предлагает варианты его доработки. Тестируются компоненты, важные для пользователей с ограниченными возможностями, а именно: ярлыки контента; размер области прикосновения; элементы, реагирующие на клики; контрастность текста и изображений.

О приложении «Сканер доступности» // Справка Google. Специальные возможности Android.

Коммерческие методы оценки делают акцент на технической доступности и широком использовании автоматизированных систем. И то, и другое было учтено при создании методики этого исследования.