1. ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ КАК ЛИЦО ГОСУДАРСТВА

Авторы: Г. Г. Жур, О. В. Линник, А. А. Орлова, Е. Г. Потапова, К. А. Ткачева, М. В. Туманова
Время чтения — 28 минут

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Сейчас, когда госуслуги в России массово переводятся в электронный формат и формируются основы онлайн-взаимодействия гражданина и государства, важно позаботиться об удобстве и доступности госуслуг.
Необходимо учесть интересы всех групп пользователей, в том числе и людей с особыми потребностями, сделать услуги по-настоящему инклюзивными. Усилия государства должны быть направлены на доступность госуслуг для всех жителей страны, независимо от физических, географических, возрастных, технических, ментальных и других ограничений.
Риски при цифровизации госсервисов очень велики: ошибка или сбой в системе могут привести к серьезным проблемам для граждан. И наоборот, доступность сервисов повышает доверие граждан к государству.
Наше исследование — попытка увидеть работу государственных сервисов глазами разных пользователей, описать проблемы, возникающие при взаимодействии с сервисами, и наметить способы повышения доступности.

1.1 ПОЧЕМУ ГОСУДАРСТВО ЗАИНТЕРЕСОВАНО В УДОБСТВЕ СВОИХ ЦИФРОВЫХ СЕРВИСОВ

Россия к 2023 году должна перейти на электронный формат оказания массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг. О значимости этой сферы свидетельствует одобрение в декабре 2021 года Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности нового федерального проекта в составе нацпроекта «Цифровая экономика». Федеральный проект «Цифровые услуги и сервисы онлайн» объединил инициативы «Цифровой профиль гражданина», «Госуслуги онлайн» и «Электронный документооборот».

Работы по переводу госуслуг в электронный вид ведутся по поручению Президента РФ (п. «в» Поручения Президента РФ от 24.10.2020 № Пр-1726ГС «Перечень поручений по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета».

Президиум комиссии кабмина одобрил новые федеральные проекты «Цифровой экономики» // ТАСС.

Выступая 8 ноября 2021 года на оперативном совещании с вицепремьерами, премьер-министр РФ Михаил Мишустин призвал сделать помощь государства в социальной сфере «более адресной и проактивной, чтобы человек получал ее без лишней волокиты и обращений в ведомства, быстро и удобно». Он отметил важность проактивного предоставления услуг и мер поддержки в зависимости от жизненной ситуации и получения обратной связи от граждан через создаваемый для этих целей контакт-центр.

В этом контексте обеспечение доступности цифровых сервисов имеет все шансы стать вслед за клиентоцентричностью ключевым направлением работы госсектора. Учет доступности как показателя качества сервиса потребует новых регламентов, новых критериев успешности цифровой трансформации (ЦТ), будет в фокусе внимания госслужащих и представителей гражданского общества в ближайшие годы. Большинство мер, направленных на ускорение ЦТ и увеличение охвата граждан цифровыми услугами, дадут эффект только в том случае, если услуги будут проектироваться и внедряться как доступные.

Обсуждение разных значений этого термина см. ниже в разделе 1.2.

«Клиентоцентричность» вошла в перечень 42 инициатив социально-экономического развития России до 2030 года. См. Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2021 № 2816-р.

Сейчас, когда закладываются основы онлайн-взаимодействия гражданина и государства, при разработке сайтов и сервисов важно опираться на принципы человекоцентричности и клиентоцентричности. Государству, чтобы быть эффективным и современным, необходимо учитывать интересы всех групп, включая интересы групп с особыми потребностями (от жителей отдаленных районов с плохим интернетом до граждан, имеющих ограниченную подвижность или ментальные нарушения). В области строительства цифровых сервисов ставки высоки как для граждан, так и для государства.

О стандартах клиентоцентричности подробнее см.: Гл. 10. Госты и стандарты //Клиентоцентричный подход в государственном управлении: навигатор цифровой трансформации / под ред. О. В. Линник, А. В. Ожаровского, М. С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2020.

Ошибка или сбой в системе госуслуг могут привести к неприятным и даже драматическим последствиям для граждан. То, что разработчикам сервиса казалось допустимыми небольшими недочетами, может создать риск для благополучия, здоровья и даже жизни многих людей.

«У моей бабушки из выписного эпикриза, прикрепленного к электронной карте, исчезла запись об обнаруженном новообразовании и метастазах. В бумажной версии эпикриза она сохранилась. Так как информация о состоянии бабушки была получена несвоевременно, лечение было направлено на поиск и корректировку других проблем. Из-за отсутствия информации об опухоли мы слишком поздно обратились за паллиативной помощью, бабушка была вынуждена долго страдать от боли и умерла в реанимации, а не дома с обезболиванием и не в хосписе в присутствии близких».


Анонимный участник исследования

Оказывать услуги всем гражданам страны в удобной форме, быстро и качественно принципиально важно еще и потому, что доверие к «цифре» тесно связано с социальным доверием; ценой ошибки для государства может стать потеря доверия людей. Столкнувшись с трудностями при получении услуги на одном из госсервисов, гражданин будет меньше доверять государству в целом. И наоборот, доступность услуг и сервисов, изучение потребностей пользователей — прямой путь к повышению уровня доверия населения. Позаботившись о том, чтобы сделать массовые цифровые сервисы удобными и доступными для всех, государство зарабатывает социальный капитал и улучшает свою репутацию. Именно госуслуги сейчас становятся настоящим лицом государства: именно с ними взаимодействует человек, и именно впечатление от этого взаимодействия формирует отношение гражданина к государству в целом.

Доверие завоевывается годами в процессе многочисленных контактов между гражданином и государством. Но доверие легко потерять, если гражданин не удовлетворен качеством этого взаимодействия; в дальнейшем он может негативно относиться к инициативам государства — от переписи населения до выборов главы государства.

«В чем главная ценность цифровых госуслуг? Очевидный ответ — это экономия времени. Госуслуги позволяют никуда не ехать, нигде не стоять в очередях, сразу получить все в „цифре“. Получается, государство сэкономило человеку его время, которое он сможет потратить на что-то хорошее. Этот критерий мне не нравится тем, что он тянет за собой идею ценности человеческого времени. Но время не всегда ценно для самого человека, иногда ему хочется его и потратить, пусть даже бессмысленно. Поэтому я бы предложил в качестве главной ценности другую — лояльность к государству, доверие к нему».


Дмитрий Сатин, инженерный психолог,

основатель компании USABILITYLAB

Доверие особенно важно сегодня, когда граждане все больше осознают себя как клиентов государства, которые вправе требовать от государства высокого качества и удобного формата услуг в обмен на свои налоги, свою лояльность и т. п. Поскольку требовательность граждан постоянно растет, государству приходится все больше внимания уделять качеству оказания услуг, в том числе системно работать над обеспечением их доступности.

Такая позиция соответствует действующей сейчас концепции сервисного государства, см.: Представлена концепция «Сервисного государства» версии 2 // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.