Приложение 2. Нормативно-правовое регулирование доступности государственных сервисов

В НПА, связанных с развитием электронного государства в России, довольно часто встречается требование доступности по отношению к информации и электронным сервисам, которые размещаются в интернете органами государственной власти. В основном это требование предъявляется к госуслугам как к продукту, ориентированному на массового пользователя.

Требования к доступности госуслуг

Ниже перечислены основные документы, регламентирующие доступность госуслуг.
В НПА, связанных с развитием электронного государства в России, довольно часто встречается требование доступности по отношению к информации и электронным сервисам, которые размещаются в интернете органами государственной власти. В основном это требование предъявляется к госуслугам как к продукту, ориентированному на массового пользователя.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

В законе говорится, что одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является «доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья» (ст. 4).
При предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется «предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах» (ст. 10).
Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает «показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг» (ст. 14).
«Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает:
1
доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах;
2
доступность для копирования и заполнения в электронной форме запроса и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги» (ст. 21).

Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р)

Концепция закрепила целевую модель предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, которая включает следующие требования удобства и доступности:
  • удобство и предсказуемость процедур взаимодействия с органами и организациями, предоставляющими услуги;

  • удобство и понятность интерфейсов;

  • удобство сервисов идентификации и аутентификации, навигационных и поисковых сервисов, информации об услугах, контекстных подсказок, сервисов автоматизированного заполнения форм заявлений;

  • доступность интерактивных инструментов оценки качества предоставления услуг;

  • минимизацию временны́х и финансовых расходов граждан, связанных с получением услуг;

  • изложение на доступном для заявителя языке всех необходимых процедур, требований к гражданину, критериев принятия решений;

  • доступность различных форм и способов взаимодействия с органами и организациями, предоставляющими услуги (очное обращение в орган или МФЦ, обращение в электронном виде через порталы и сайты, обращение по обычному и мобильному телефону, обращение по почте). Заявитель должен иметь возможность комбинировать эти формы и способы по своему желанию;

  • недопустимость организации доступа к услугам через платных посредников;

  • недопустимость отказа от традиционных (очных) способов предоставления услуг в связи с их переводом в электронный вид.

Постановление Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг»

Постановление утвердило набор функций сайта (портала), которые должны быть доступны гражданину при получении госуслуги. В частности, заявителю должно быть обеспечено:
a) получение информации о порядке и сроках предоставления услуги;
б) запись на прием для подачи запроса о предоставлении услуги;
в) формирование запроса;
г) прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;
д) оплата государственной пошлины;
е) получение результата предоставления услуги;
ж) получение сведений о ходе выполнения запроса;
з) осуществление оценки качества предоставления услуги;
и) обжалование решений и действий органа (организации), должностного лица либо государственного или муниципального служащего;
к) анкетирование заявителя для определения нужного варианта государственной услуги;
л) предъявление заявителю варианта предоставления государственной услуги.
Постановление также закрепляет некоторые условия исполнения данных функций. Например, информация об услуге должна предоставляться пользователю бесплатно и не требовать установки лицензионного программного обеспечения; для записи на прием не допускается требовать от заявителя избыточные данные; направление запроса через портал или сайт не должно сопровождаться дополнительной подачей запроса в иной форме (например, лично) и т. п.

Требования к доступности информации

Кроме требований, касающихся предоставления госуслуг, НПА содержат требования к доступности прочей информации, размещенной на сайтах органов государственной власти (не связанной с предоставлением услуг).

Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

Одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 4). При этом пользователь имеет право «не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен» (ст. 8).
«Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления» (ст. 9).
«Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети „Интернет“ устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти» (ст. 10)
Закон содержит также перечень информации, которая обязательно должна быть размещена на официальном сайте органа власти или местного самоуправления (ст. 13).

Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 № 93-р).

Концепция содержит четыре принципа открытости и задачи по их реализации:
  • принцип информационной открытости — своевременное предоставление информации о деятельности ФОИВ, которая является открытой, общедоступной и достоверной, в формате, удобном для ее поиска, обработки и дальнейшего использования, в том числе в форме открытых данных;

  • принцип понятности — представление целей, задач, планов и результатов деятельности федеральных органов исполнительной власти в форме, обеспечивающей простое и доступное восприятие обществом информации о деятельности указанных органов власти;

  • принцип вовлеченности гражданского общества — обеспечение возможности участия граждан РФ в разработке и реализации управленческих решений с целью учета их мнений и приоритетов, а также создания системы постоянного информирования и диалога;

  • принцип подотчетности — раскрытие ФОИВ информации о своей деятельности с учетом запросов и приоритетов гражданского общества, обеспечение возможности контроля общества за деятельностью ФОИВ.
Существуют также отраслевые требования к размещению информации на официальных сайтах отдельных органов или подведомственных учреждений, например постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 583 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и обновления информации об образовательной организации».

Доступность сайтов для людей с ограниченными возможностями здоровья

Этот вид доступности регламентируется отдельно. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52872–2019 устанавливает требования доступности сайтов для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. В стандарте описаны особенности навигации, текста, графики, видео- и аудиоконтента, требования к адаптируемости, различимости, доступности операций с клавиатуры и другие характеристики, которыми должны обладать доступные сайты.