3.5 Юзабилити

Авторы: М. А. Зорин, Е. А. Павленко

3.5.1 Общие сведения

Предметом исследования была доступность для пользователя визуального дизайна и удобство взаимодействия пользователя с сервисом.

Мы исходили из того, что удобный для пользователя сервис должен быть интуитивно понятным. Интуитивно понятный дизайн создает ситуацию, в которой пользователю при взаимодействии с сервисом не нужны специальная подготовка, пояснения и инструкции; можно просто открыть сервис и получить то, что нужно, или сделать то, что планировалось. Плохая верстка, непонятная инструкция, неочевидный пользовательский путь могут свести на нет усилия создателей сервиса.

Цель исследования — оценка удобства и понятности для пользователя дизайна сервиса в целом и его отдельных элементов. Тестирование каждого сервиса проводилось одним экспертом-исследователем, владеющим инструментами исследования и имеющим опыт подобных исследований.

3.5.2 Процесс тестирования

При тестировании каждый сервис оценивался по шести критериям.
Критерии оценки сайта подробно перечислены в приложении 5.
1

Первое впечатление от сервиса (скорость загрузки, удобство пользования сервисом с  разных устройств, наличие фавикона — узнаваемого значка на вкладке браузера, понятное название).

2

Структура сервиса и управление вниманием пользователя (структура меню, страниц и контента, аккуратность верстки, легкость переключения, наличие страницы 404).

3

Считываемость контента (удобство восприятия и скорость понимания информации, возможность менять масштаб изображений).

4

Понятность и очевидность интерфейса (использование в сервисах модели информационных ожиданий, единообразие визуала и текста, понятность происходящего при работе с сервисом).

5

Удобство форм для пользователя (подсказки по заполнению, маркировка ошибок).

6

Страница поиска (наличие нескольких вариантов поиска, исправление ошибок в запросе, удобство выдачи результатов поиска).

3.5.3 Обработка результатов

Результаты оценки юзабилити сервисов формировались следующим образом.

1

Вычислялась сумма баллов по каждому сервису, выявлялись лучшие практики и сервисы — лидеры по итоговой оценке.

2

Вычислялся средний балл по каждому показателю юзабилити. Были выявлены проблемные места доступности — показатели с минимальным средним баллом.

3

Анализировались комментарии эксперта, был составлен перечень уникальных ошибок и проблем юзабилити исследованных сервисов.