3.5 Юзабилити
3.5.1 Общие сведения
Предметом исследования была доступность для пользователя визуального дизайна и удобство взаимодействия пользователя с сервисом.
Мы исходили из того, что удобный для пользователя сервис должен быть интуитивно понятным. Интуитивно понятный дизайн создает ситуацию, в которой пользователю при взаимодействии с сервисом не нужны специальная подготовка, пояснения и инструкции; можно просто открыть сервис и получить то, что нужно, или сделать то, что планировалось. Плохая верстка, непонятная инструкция, неочевидный пользовательский путь могут свести на нет усилия создателей сервиса.
Цель исследования — оценка удобства и понятности для пользователя дизайна сервиса в целом и его отдельных элементов. Тестирование каждого сервиса проводилось одним экспертом-исследователем, владеющим инструментами исследования и имеющим опыт подобных исследований.
3.5.2 Процесс тестирования
Первое впечатление от сервиса (скорость загрузки, удобство пользования сервисом с разных устройств, наличие фавикона — узнаваемого значка на вкладке браузера, понятное название).
Структура сервиса и управление вниманием пользователя (структура меню, страниц и контента, аккуратность верстки, легкость переключения, наличие страницы 404).
Считываемость контента (удобство восприятия и скорость понимания информации, возможность менять масштаб изображений).
Понятность и очевидность интерфейса (использование в сервисах модели информационных ожиданий, единообразие визуала и текста, понятность происходящего при работе с сервисом).
Удобство форм для пользователя (подсказки по заполнению, маркировка ошибок).
Страница поиска (наличие нескольких вариантов поиска, исправление ошибок в запросе, удобство выдачи результатов поиска).
3.5.3 Обработка результатов
Результаты оценки юзабилити сервисов формировались следующим образом.
Вычислялась сумма баллов по каждому сервису, выявлялись лучшие практики и сервисы — лидеры по итоговой оценке.
Вычислялся средний балл по каждому показателю юзабилити. Были выявлены проблемные места доступности — показатели с минимальным средним баллом.
Анализировались комментарии эксперта, был составлен перечень уникальных ошибок и проблем юзабилити исследованных сервисов.