ПРОБЛЕМЫ ОТКРЫТОСТИ ДАННЫХ В СТРАНАХ ЕАЭС
Для эффективного использования возможностей единого экономического пространства ЕАЭС важно обеспечить равный доступ к информации, необходимой для принятия решений и выполнения требований национального законодательства. Так, ФНС России требует от компаний осмотрительности при выборе контрагентов, правительство РФ обязывает госкорпорации проверять конечных собственников компаний-поставщиков, законодательство РФ ограничивает работу с офшорными компаниями. При этом если Россия обеспечивает высокую прозрачность бизнеса, в том числе за счет открытости и бесплатности федеральных реестров юридических лиц, то в других государствах ЕАЭС складывается иная ситуация (см.
табл. 2).
Сейчас в ЕАЭС отсутствует единый стандарт раскрытия информации, необходимой компаниям для принятия бизнес-решений и уменьшения рисков.
В частности, в Казахстане из всего массива сведений о юрлицах, хранящихся в государственной базе данных «Юридические лица», в машиночитаемом формате возможно получить только пять категорий данных (для сравнения: из российского реестра предоставляется более тридцати категорий). Причем среди этих категорий нет информации о владельцах компаний — ее можно получить, только заказав выписку из указанного реестра. В Белоруссии в машиночитаемом формате можно получить только сведения о факте регистрации компании.
В России прозрачность госзакупок обеспечена многочисленными информационно-аналитическими системами, обслуживающими участников рынка госзаказа. Функционирование этих систем возможно благодаря предоставлению данных с официального сайта
zakupki.gov.ru в машиночитаемом формате (формате открытых данных).
Необходимо унифицировать условия предоставления информации из реестров юридических лиц ЕАЭС, в том числе в формате открытых данных, а также определить единый набор сведений, которые должны раскрываться о
юридических лицах.