4.3 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ДАННЫХ

Данные как важнейший актив организации играют ключевую роль в ее стратегии. Поэтому важно согласовать работу с данными со стратегическими целями деятельности. Для этого организация разрабатывает дата-стратегию — план использования данных для получения конкурентных преимуществ и реализации целей организации. Эта стратегия должна исходить из понимания информационных потребностей организации: какие данные нужны организации, как она будет получать эти данные, управлять ими, обеспечивать их надежность и достоверность на протяжении всего жизненного цикла, каким образом их использовать.
Дата-стратегия — калька с англ. Data Strategy. Этот термин передают по-русски и другими способами (data-стратегия, стратегия работы с данными, стратегия данных, стратегия в области данных) или используют без перевода. Чтобы сохранить различение разных видов стратегий и связь с оригинальным термином, а также учитывая распространенность в профессиональном жаргоне терминов с компонентом «дата» (дата-центр, датасет, дата-аналитик, «биг дата»), мы выбрали вариант «дата-стратегия».
Обычно дата-стратегия — это высокоуровневый документ, фиксирующий основные цели и принципы работы с данными, но она может быть и частью стратегии цифровой трансформации организации. Ее дополняют более детальной стратегией управления данными, которая представляет собой программу обслуживания данных и повышения их качества, обеспечения их целостности, регулирования доступа к ним, их защиты и минимизации рисков. В ней также должны быть предусмотрены способы решения известных проблем в области управления данными.
Термины Data Strategy и Data Management Strategy не всегда используются строго; разные авторы могут вкладывать в них разное содержание или употреблять как синонимы.

Стратегия управления данными включает в себя:

  • убедительно изложенное видение управления данными;
  • краткое экономическое обоснование с примерами;
  • руководящие принципы, ценности и перспективы управления;
  • миссию и долгосрочные цели по основным направлениям управления данными;
  • критерии успешности управления данными;
  • краткосрочные (12−24 месяца) задачи управления данными;
  • описания ролей и организационных систем управления данными, включая распределение обязанностей и прав принятия решений, а также описание бизнес-процессов взаимодействия между подразделениями;
  • описания компонентов и инициатив программы управления данными;
  • приоритетную программу работ с объемами и сроками выполнения;
  • первоначальный вариант дорожной карты с разбивкой по проектам и мероприятиям.

Стратегия управления данными включает в себя:

  • убедительно изложенное видение управления данными;
  • краткое экономическое обоснование с примерами;
  • руководящие принципы, ценности и перспективы управления;
  • миссию и долгосрочные цели по основным направлениям управления данными;
  • критерии успешности управления данными;
  • краткосрочные (12−24 месяца) задачи управления данными;
  • описания ролей и организационных систем управления данными, включая распределение обязанностей и прав принятия решений, а также описание бизнес-процессов взаимодействия между подразделениями;
  • описания компонентов и инициатив программы управления данными;
  • приоритетную программу работ с объемами и сроками выполнения;
  • первоначальный вариант дорожной карты с разбивкой по проектам и мероприятиям.
Эти задачи должны быть конкретными, измеримыми, практически значимыми, реалистичными и привязанными к срокам (Specifi c, Measurable, Actionable, Realistic, Time-Bound в соответствии с принципом SMART).
Стратегия управления данными должна охватывать все области знаний, входящие во фреймворк DAMA (см. раздел 1.3) и имеющие отношение к организации. Иногда выделяют отдельные стратегии по областям управления данными, они же области знаний: стратегию руководства данными, стратегию в области качества данных, стратегию в области метаданных, стратегию в области бизнес-аналитики и т. п. Однако, если рассматривать единую стратегию управления данными как сумму всех перечисленных стратегий, можно избежать чрезмерных затрат на планирование и координацию отдельных программ, особенно в условиях недостаточной зрелости соответствующих областей управления данными.
Aiken P., Harbour T. Data Strategy and the Enterprise Data Executive: Ensuring that Business and IT are in Synch in the Post-Big Data Era. Technics Publications, 2017.
Поскольку основное назначение дата-стратегии и стратегии управления данными — поддержка стратегии организации, сроки достижения целей в области данных должны быть увязаны со сроками достижения стратегических целей бизнеса. Разработанные документы должны быть защищены, согласованы и утверждены на уровне высшего руководства организации.