1.2 ДАННЫЕ КАК РЕСУРС И КАК АКТИВ

В 2006 году бизнесмен Клайв Хамби ввел в обращение метафору «Данные — это новая нефть», а вице-президент американской Ассоциации рекламодателей (Association of National Advertisers) Майкл Палмер развил эту мысль: «Данные похожи на сырье. Оно полезно, но в необработанном виде непригодно для использования. Его необходимо преобразовать в газ, пластмассу, химикаты и тому подобные вещи…» Одновременно другие эксперты писали о том, что аналогия между данными и нефтью не работает, что данные могут быть токсичными или даже «мусорными».
Palmer M. Data is the New Oil // ANA Marketing Maestros.
См., например: Data as the new oil: The danger behind the mantra // The Enterprisers Project. Данные — это новый мусор // Эксперт.
Любая организация должна стремиться ко всестороннему и глубокому пониманию своих ресурсов и их стратегическому анализу, однако кейсов успешного управления данными как ресурсом пока не так много.
Один из субъектов РФ решал задачу улучшения качества данных в едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), касающихся кадастровой стоимости объектов — это самая важная статья для начисления налогов на недвижимость. Для этого нужно было найти ошибки и исправить данные. Поиск ошибок осуществлялся в том числе путем анализа экстремумов (например, у однокомнатной квартиры указана площадь 3000 кв. м — вероятно, в числе была потеряна запятая). Далее подразделение Росреестра занималось исправлением этих ошибок. Сложность состояла в том, что данные в ЕГРН являются подтверждением юридически значимого факта, а значит, просто внести в них правки невозможно. Но все-таки значительное количество найденных технических ошибок (как в примере с площадью квартиры) удалось исправить в особом порядке на основе закона о ЕГРН. В итоге после улучшения качества баз данных начисление налогов в субъекте РФ стало более справедливым и увеличилось на несколько миллиардов рублей.

Один из субъектов РФ решал задачу улучшения качества данных в едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), касающихся кадастровой стоимости объектов — это самая важная статья для начисления налогов на недвижимость. Для этого нужно было найти ошибки и исправить данные. Поиск ошибок осуществлялся в том числе путем анализа экстремумов (например, у однокомнатной квартиры указана площадь 3000 кв. м — вероятно, в числе была потеряна запятая). Далее подразделение Росреестра занималось исправлением этих ошибок. Сложность состояла в том, что данные в ЕГРН являются подтверждением юридически значимого факта, а значит, просто внести в них правки невозможно. Но все-таки значительное количество найденных технических ошибок (как в примере с площадью квартиры) удалось исправить в особом порядке на основе закона о ЕГРН. В итоге после улучшения качества баз данных начисление налогов в субъекте РФ стало более справедливым и увеличилось на несколько миллиардов рублей.
Кейс предоставлен О. В. Саваровской.
Ресурсы по отдельности не создают конкурентного преимущества; они должны быть задействованы все вместе, только тогда они формируют так называемую организационную способность — способность организации осуществлять специфическую деятельность. Оргспособности в модели Гранта (см. рис. 4) требуют, чтобы опыт сотрудников организации был объединен с оборудованием, технологией и другими ресурсами. Для получения конкурентного преимущества на основе оргспособности она должна быть уникальна и/или должна обеспечивать ключевые факторы успеха (например, помогать создавать ценности для пользователей).
Термин capabilities переводится в русских изданиях как «способности» и «возможности». Мы вслед за одним из ведущих российских экспертов в области стратегического управления В. С. Катькало предпочитаем первый вариант. См. также: Катькало В. С. Место и роль ресурсной концепции в развитии теории стратегического управления // Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент. 3. С. 3−17.
Грант Р. М. Современный стратегический анализ. 5-е изд. / пер. с англ.; под ред. В. Н. Фунтова. СПб.: Питер, 2008.

Рисунок 4
Взаимосвязь между ресурсами, способностями и конкурентным преимуществом

Данные, будучи ценным ресурсом, могут одновременно стать источником специфических проблем. В отличие от других ресурсов, они могут быть легко скопированы, переданы множеству людей, а затем использованы десятками способов (см. раздел 8.2). Организациям трудно обеспечить соблюдение конфиденциальности и других политик, касающихся безопасного использования данных, что создает репутационные и финансовые риски.

Данные, будучи ценным ресурсом, могут одновременно стать источником специфических проблем. В отличие от других ресурсов, они могут быть легко скопированы, переданы множеству людей, а затем использованы десятками способов (см. раздел 8.2). Организациям трудно обеспечить соблюдение конфиденциальности и других политик, касающихся безопасного использования данных, что создает репутационные и финансовые риски.
ИТ-подразделения (если перед ними не поставлены специальные задачи по работе с данными) смотрят на данные в первую очередь с точки зрения затрат: данными необходимо управлять, чтобы минимизировать затраты на поддержание этого ресурса. Но мало управлять данными как ресурсом — важно еще управлять ими как активом, то есть рассматривать как источник экономической выгоды. Разница во взглядах на данные как ресурс и как актив показана на рис. 5.
Под активом (asset) понимается имеющийся в собственности организации или контролируемый ею экономический ресурс, содержащий в себе или производящий ценность. При этом он может быть монетизирован или из него может быть извлечена иная выгода. Понятие экономической выгоды, хоть и происходит из бизнеса, применимо к госсектору с точки зрения повышения производительности, удовлетворенности граждан полученными услугами и т. д.

Рисунок 5
Данные как ресурс и как актив

В большинстве организаций еще не введена практика последовательного управления информационными активами, как это сделано в отношении активов материальных или финансовых. В частности, сохраняется несогласованность между управлением ИТ и управлением данными. Как отмечал авторитет в области управления данными Джон Лэдли, «команды разработчиков поспешно производят сотни приложений и сервисов, не принимая во внимание вопросы использования связанных с ними данных».
Джон Лэдли (John Ladley) — автор книг об управлении информацией и руководстве данными Making Enterprise Information Management (EIM), Work for Business: A Guide to Understanding Information as an Asset и How to Design, Deploy and Sustain an Effective Data Governance Program.
Данные, в зависимости от того, как устроена работа c ними, могут быть как сырьем для прорывных решений в организации, так и мусором — если они неконсистентны, разрозненны, некорректно собраны и не управляются должным образом. Поэтому в настоящем навигаторе сделан акцент на том, как наладить управление данными, чтобы противостоять негативным воздействиям и извлечь ценность из имеющихся информационных ресурсов, превратить их из «мусора» в «нефть» цифровой экономики.
Что нужно сделать организации, чтобы начать обращаться с данными как с активом? Некоторые идеи изложены в книге Дагласа Лейни «Инфономика. Информация как актив: монетизация, оценка, управление».
Даглас Лейни (Douglas Laney) — специалист в области хранилищ данных и стратегического управления данными, автор модели зрелости процессов управления корпоративной информацией Gartner, а также один из авторов термина Big Data (большие данные).