7.2 АУДИТ УПРАВЛЕНИЯ ДАННЫМИ. БИЗНЕС-ГЛОССАРИЙ И КАТАЛОГ

Рассмотрим подробнее формат анализа текущего состояния управления данными в организации. В ходе проверки важно выяснить, как устроены процессы управления данными, кто ими владеет и участвует в них, есть ли в этой области какие-либо регламенты, политики и программные средства. Для фиксации результатов проведенного анализа можно воспользоваться двумя инструментами (точнее, типами инструментов): бизнес-глоссарием и каталогом данных.
БИЗНЕС-ГЛОССАРИЙ — информационная система для описания данных: терминологии, концептуальной и логической моделей, реестра правил качества данных, политик, регламентов, процессов и связей между ними. Информация вносится в глоссарий независимо от того, с чего будет начат аудит, главное — избегать ее дублирования.

Среди функций бизнес-глоссария должны присутствовать:

  • описание терминологии, которая применяется в отчетах, выгрузках и других типах работы с данными;
  • описание процессов и проектов работы с данными;
  • ведение логической модели данных (графическое представление логической структуры) и ее связей с терминологией;
  • учет связанных с данными распоряжений и политик (см. табл. 3), правил качества данных;
  • описание данных в контексте систем, межсистемных интерфейсов, наборов данных и связей между ними;
  • перечень сотрудников, отвечающих за данные;
  • ведение ЖЦ данных;
  • контроль над изменениями хранимой информации;
  • формирование заказа на поставку данных (функция «супермаркета данных»).

Таблица 3
Пример учета регламентов в бизнес-глоссарии с указанием ответственных лиц

В ходе аудита отдельного внимания требуют программные разработки, которые так или иначе связаны с работой с данными (аналитика, отчеты, выгрузки). Для этого предназначен каталог данных.
КАТАЛОГ ДАННЫХ — ИС выявления метаданных, используемых для хранения и перемещения данных и построения взаимосвязей между ними. Основные функции каталога данных:
  • извлечение физических метаданных систем хранения, интеграции, трансформации, передачи, обеспечения качества данных;
  • обнаружение доменов (допустимых значений данных) с помощью правил или ИИ для привязки к терминологии глоссария;
  • автоматизированная привязка терминологии бизнес-глоссария к объектам физических метаданных;
  • поиск данных.
В процессе аудита в каталог поступают сведения из систем хранения или аналитики данных (см. главу 9), а также от тех процессов обработки данных, которые описаны в разделе 6.2. Таким образом возникает визуализация взаимосвязей (см. рис. 29) между данными, существующими в организации, — схема или путь данных (Data Lineage; см. также раздел 4.1). Каталог — инструмент отслеживания соответствий между регламентами/требованиями и программной реализацией.

Рисунок 29
Пример детального представления Data Lineage — взаимосвязей данных организации в системах хранения и передачи информации

Аудит управления данными в организации — небыстрый процесс. Рекомендуется разделить его на несколько небольших этапов и последовательно описывать ситуацию в каждом функциональном блоке, отсылая информацию о проблемах руководителям ЦТ. Ведение информации в глоссарии и использование каталога данных применимо только для аудируемых функциональных блоков и подразделений. После того как будет собрана информация по всем блокам и подразделениям, появится возможность:
  • сформулировать задачи и цели ЦТ в организации;
  • оценить состав команды и сформировать ее;
  • понять, какие нужны регламенты и политики, какие решения нужно принять руководству, чтобы работа с данными велась эффективно;
  • разработать план действий.
Аудит выявит, кто является владельцем инвентаризированных данных, кто — потребителем, а кто может помочь в работе по поддержке и улучшению качества данных; он также позволит создать реестр данных, которые нужны для приоритетных задач организации. Бизнес-глоссарий и каталог данных останутся важнейшими инструментами управления данными и их качеством; регулярный аудит тоже должен стать частью этого процесса.