ПРИЛОЖЕНИЯ

А. ФРЕЙМВОРК «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДАННЫХ»

Авторы: О. М. Гиацинтов, И. М. Добровольский, А. А. Малахов, В. А. Сазонов, Д. О. Теплякова
Время чтения: 15 мин.
Работа с задачей, при решении которой используются данные, — сложный и многоступенчатый процесс. Чтобы не упустить ни один из этапов и достичь поставленных целей, можно воспользоваться специальным инструментом — фреймворком. Авторы доклада, опираясь на опыт управления данными в организациях, предложили вариант такого фреймворка. Он подходит как для государственных структур, так и для коммерческих компаний.

А1 КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ФРЕЙМВОРКОМ

Фреймворк «Решение задач с использованием данных» предназначен для команд и организаций, решающих задачи с использованием данных. Основная цель фреймворка — структурировать работу с данными, проверить логику и последовательность действий, необходимых для успешного решения поставленной задачи.
При решении конкретной задачи, связанной с данными, есть опасность начать с более простых действий, например выбора информационных систем, закупки оборудования. Однако прежде всего необходимо выяснить и описать фактические цели (ответить на вопрос «Зачем это делается?»), состояние организации, существующие в ней процессы, организационную структуру.
Фреймворк состоит из трех блоков: матрицы, опросника и смоделированного кейса с рекомендациями, который служит примером использования фреймворка. На основе матрицы составлен опросник из пяти этапов, который поможет командам, работающим с данными, проверить, обладают ли они достаточными ресурсами для решения задачи.
Работа с фреймворком начинается с постановки задачи. Можно считать, что задача поставлена хорошо, если она:
  • звучит максимально конкретно;
  • подразумевает использование данных конкретного типа;
  • относится к конкретной территории и предметной области.
Предположим, есть задача разобраться с объектами незавершенного строительства. Специалисты Счетной палаты сформулировали для анализа этих объектов следующие вопросы.

  • В каком регионе самая сложная ситуация с незавершенным строительством?


  • В каком регионе максимальное количество аварийных жилых домов, подлежащих расселению?

  • Как получить сведения об участках, находящихся во владении граждан?

Если необходимо получить многоступенчатый ответ, то вопрос сначала формулируют, а затем при необходимости уточняют:

  • Как сравнить ситуацию с незавершенным строительством в Москве и Московской области?

  • Сколько объектов незавершенного строительства в области заморожено, а сколько продолжает строиться за счет средств местных бюджетов?

  • Как сравнить количество замороженных объектов и обманутых дольщиков для объектов малоэтажного и многоэтажного строительства в Московской области?

Предположим, есть задача разобраться с объектами незавершенного строительства. Специалисты Счетной палаты сформулировали для анализа этих объектов следующие вопросы.

  • В каком регионе самая сложная ситуация с незавершенным строительством?

  • В каком регионе максимальное количество аварийных жилых домов, подлежащих расселению?

  • Как получить сведения об участках, находящихся во владении граждан?

Если необходимо получить многоступенчатый ответ, то вопрос сначала формулируют, а затем при необходимости уточняют:

  • Как сравнить ситуацию с незавершенным строительством в Москве и Московской области?

  • Сколько объектов незавершенного строительства в области заморожено, а сколько продолжает строиться за счет средств местных бюджетов?

  • Как сравнить количество замороженных объектов и обманутых дольщиков для объектов малоэтажного и многоэтажного строительства в Московской области?
После того как задача поставлена, можно приступать к прохождению опросника. Он состоит из двадцати вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет». Чем больше ответов «да», тем с большей вероятностью задача будет решена успешно.
Если для вашей задачи неактуально, например, использование того или иного инструмента или присутствие той или иной роли в команде, отвечайте «неактуально». Если вы ответили «нет» на один из вопросов, это значит, что в процессе решения вашей задачи есть пробел, который необходимо ликвидировать, прежде чем двигаться дальше.
Использовать опросник можно как при работе с данными внутри организации, так и в случае привлечения подрядчиков. Желательно проводить обсуждение в группе под руководством CDO с привлечением сотрудников подразделений, работающих с данными, и сотрудников функционального подразделения, которому необходимо решить задачу.

А2 ИНСТРУМЕНТЫ ФРЕЙМВОРКА

А2.1 МАТРИЦА

Матрица (табл. 7) представляет собой визуальный инструмент, где собраны элементы работы с любой задачей, для решения которой используются данные: этапы решения задачи (постановка задачи — описание данных — сбор данных — использование данных — результат) и три группы параметров, которые присутствуют на каждом этапе (документы, роли и инструменты). Для удобства в матрице размещены ссылки на соответствующие разделы навигатора — если хотите больше узнать о том или ином компоненте процесса, вы можете обратиться к главам, в которых они описаны.

Таблица 7
Матрица решения задач с использованием данных

А2.2 ОПРОСНИК

1
Этап I. Постановка задачи
  1. Разработана ли у вас стратегия ЦТ и соответствует ли она стратегии развития организации в целом?

  2. Разработан ли в вашей организации подход к выбору задач и (или) построению кейсов?

  3. Есть ли у вас КПЭ по работе с данными и соответствуют ли они КПЭ организации в целом?
2
Этап II. Описание данных
  1. Есть ли в вашей организации стратегия управления данными?

  2. Есть ли в вашей организации руководитель по работе с данными (CDO) / департамент управления данными (дата-офис)?

  3. Есть ли в вашей организации регламент управления данными?

  4. Выбрали ли вы инструменты для:
    а) ведения концептуальных и логических моделей данных (глоссария);
    б) инвентаризации физических моделей данных и процессов обработки данных;
    в) проверки качества данных;
    г) категоризации критичных данных;
    д) приема запросов на данные?


  5. Сформирован ли подход к выбору ответственных за данные?

  6. Назначены ли:
    а) эксперты по данным в своих функциональных подразделениях (SME);
    б) комитет по данным?
3
Этап III. Сбор данных
  1. Есть ли у вас положения и (или) регламенты, описывающие:
    а) формирование хранилища данных и (или) витрины данных;
    б) формирование озера данных;
    в) управление нормативно-справочной информацией (НСИ);
    г) обеспечение качества данных;
    д) интеграцию данных?


  2. Выбрали ли вы инструменты для:
    а) формирования хранилища данных и (или) витрины данных;
    б) формирования озера данных;
    в) управления НСИ;
    г) обеспечения качества данных;
    д) интеграции данных;
    е) создания физической модели данных?


  3. Разработали ли вы политику информационной безопасности (ИБ) в отношении персональных данных, коммерческой, государственной и иных видов тайн, использования тестовых сред и т. п.


  4. Разработали ли вы подход к реализации программных проектов?


  5. Выбрали ли вы инструменты для:
    а) мониторинга в части ИБ;
    б) создания тестовых сред;
    в) управления ролевой моделью и доступом?
4
Этап IV. Использование данных
  1. Подготовлены ли инструкции по созданию и использованию отчетности?

  2. Есть ли регламент использования данных?

  3. Выбрали ли вы инструмент BI для:
    а) проведения аналитических работ;
    б) подготовки данных;
    в) визуализации данных?

  4. При необходимости проводить аналитические работы: есть ли в команде исследователь данных?
5
Этап V. Результат
  1. Провели ли вы анализ результатов и подходов?

  2. Продумали ли вы тиражирование на другие подразделения и (или) масштабирование?

А3 ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ ФРЕЙМВОРКА: УПРАВЛЕНИЕ ТУРПОТОКАМИ

Представьте, что вы — руководитель отдела в региональном ведомстве, которое занимается развитием туризма. Перед вашим отделом поставлена задача выяснить, сколько туристов в реальности посещает регион, и понять детальную структуру турпотока, чтобы подготовить основу для принятия решений о строительстве инфраструктурных объектов.
Всех данных, необходимых для решения задачи, у вас в организации сейчас нет. Вы собираетесь обратиться к подрядчикам — в аналитическую компанию. В этот момент следует взять паузу и провести аудит, ответив на вопросы нашего фреймворка. Какую картину вы с большой вероятностью обнаружите?
На этапе I (постановка задачи) положительный ответ, скорее всего, будет дан лишь на вопрос о наличии стратегии ЦТ. На этапе II (описание данных) положительных ответов не будет. На этапе III большинство ответов будет «нет»; у вас есть только управление НСИ и политика ИБ. Что касается этапа IV (использование данных), у вас, возможно, имеется один из BI-инструментов и регламент постановки задач, связанных с данными, и получения результатов. На этапе V вы, вероятно, проводите анализ подходов и результатов, но вряд ли масштабируете полученные решения, если в этом не было прямой необходимости. Как показывает опыт авторов доклада, такая картина характерна для значительной части РОИВ.
Что можно сделать на каждом этапе, чтобы задача, стоящая перед ведомством, была успешно решена в положенный срок?
1
На этапе I (постановка задачи)
  • Если стратегии ЦТ нет, ее можно разработать, используя опыт администрации области, региона или ФОИВ и опираясь на стратегии ЦТ субъектов, а также на аналитический доклад «Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить».
  • В стратегии ЦТ (или в приложении к ней) должен быть описан процесс постановки задач и обработки поступающих кейсов. Нужно понимать, что оценка турпотоков может стать первым этапом на пути развития региона в целом: дальше нужно будет решать, где строить магазины, кафе и автозаправки. Возможно, появятся новые рабочие места, нужно будет наращивать инфраструктуру. Соответственно, выбор задач нужно соотнести со стратегией.
Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / под ред. Е. Г. Потаповой, П. М. Потеева, М. С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2021.
2
На этапе II (описание данных)
  • Необходимо разработать стратегию управления данными и КПЭ в соответствии со стратегией ЦТ организации.

  • На начальном этапе должен быть определен сотрудник, ответственный за ЦТ; скорее всего, он будет отвечать и за данные. При большом объеме работы через некоторое время имеет смысл создать отдельную должность CDO (см. раздел 5.1).

  • Регламент управления данными формируется из стратегии. В нем должно быть отражено, какие данные описывать, как описывать, как обращаться за данными к поставщикам.

  • Если данные напрямую переходят в аналитическую компанию, то в ведомстве не нужно создавать специальную инфраструктуру. Достаточно разработать регламент контроля периодичности поступления данных в аналитическую компанию и отслеживать этот процесс. Если же часть данных будет находиться в ведомстве, нужно, чтобы в нем постепенно появлялись инструменты управления данными. В любом случае необходимо иметь систему, в которой будет описано все, что ведомство может запросить у аналитической компании и предоставить ей. В организации должен быть налажен процесс приема запросов на данные.

  • Необходимо сформировать подход к выбору ответственных за данные. За это не должен отвечать подрядчик, ведомство само обязано следить за тем, чтобы в аналитическую компанию передавались качественные данные и чтобы это происходило регулярно, с нужной периодичностью.

  • Должны быть назначены эксперты по данным внутри организации, но можно привлечь и сторонних консультантов. Создавать комитет по данным имеет смысл только тогда, когда работы станет много и возникнет такая потребность.
3
На этапе III (сбор данных)
  • В ведомстве должно быть положение о хранилище первичных, собственных данных, положение по управлению НСИ, качеству данных и интеграции данных, поскольку необходимо регламентировать процессы передачи и приема данных при взаимодействии с аналитической компанией. Регламенты для озера данных достаточно иметь аналитической компании — подрядчику.

  • Инструменты для хранилища данных, обеспечения качества данных, интеграции данных и создания физической модели данных нужны только в том случае, если данные хранятся в самом ведомстве. Для управления НСИ лучше использовать промышленное решение.

  • Даже если программные проекты выполняет подрядчик, организации все равно нужно разработать подход к их выполнению.

  • Необходимо выбрать инструменты для мониторинга в части ИБ (см. раздел 8.3) и управления ролевой моделью и доступом; аналитическая компания должна ориентироваться на правила, которые установит ведомство.
4
На этапе IV (использование данных)
  • Необходимо разработать инструкции по созданию и использованию отчетности, а также регламент использования данных.

  • Возможно, выбранный инструмент BI (см. раздел 9.5.1) нужно будет адаптировать. Инструменты для аналитических работ и подготовки данных могут быть у аналитической компании, как и сотрудник, выполняющий роль исследователя данных.
5
На этапе V (результат)
  • Непрерывно анализировать результаты и корректировать подходы в зависимости от этих результатов.

  • Для описанного выше кейса необходимо масштабирование на другие подразделения. Нужно продумать подход к такому масштабированию.