ВВЕДЕНИЕ. КОМУ И ЧЕМ ПОЛЕЗЕН ЭТОТ НАВИГАТОР

Авторы: К. Л. Киселева, А. А. Малахов, В. А. Сазонов, М. В. Петров, К. А. Ткачева
Время чтения: 18 мин.

Ключевые идеи

Цифровая трансформация государства невыполнима без перехода на новый уровень принятия решений — на основе данных.
Чтобы принимать решения на основе данных, нужно освоить управление данными.
Умение работать с данными — часть квалификации госслужащего.
Данные нужны не сами по себе, а для достижения «человекоцентричных» целей.
Работа с данными дает возможность быстрее реагировать на изменения, создавать новые сервисы, снизить стоимость управления, принимать более обоснованные решения во всех отраслях.
Ряд госорганизаций уже активно выстраивает системную работу с данными.
В ближайшей перспективе в госорганах появятся руководители по работе с данными (CDO).
Глобальные изменения, называемые цифровой трансформацией (ЦТ), имеют прямое отношение к управлению данными, отметил в выступлении на просветительском марафоне «Новое знание» председатель Правительства РФ Михаил Мишустин: «Этапы цифровой трансформации включают организацию сбора, хранения, передачи данных, обмен данными между людьми и устройствами, принятие решений».
Цифровая трансформация государства невыполнима без перехода на новый уровень принятия решений — на основе данных, а он, в свою очередь, невозможен без выстраивания процессов и улучшения навыков управления данными. Работа с данными дает государству возможность создавать новые сервисы, быстрее реагировать на события, снизить стоимость управления, принимать более обоснованные и прозрачные решения во всех отраслях.
Сейчас госорганы делают в этом направлении значительные шаги, которые раньше трудно было себе представить. Ряд госорганизаций меняет работу с данными, следит за их качеством, модернизирует процессы сбора данных и их анализа, создает каналы межведомственного обмена данными, использует дашборды и тепловые карты, проводит исследования на основе данных, участвует в дата-хакатонах. В ближайшей перспективе в госорганах появятся руководители по работе с данными (Chief Data Offi cers, CDO). При этом важно, чтобы государство не только становилось «мегахабом по агрегации данных», но и совершенствовало свою работу в целом, используя данные для повышения качества своих решений.
Для создания моделей будущих сервисов и проверки гипотез Роструд (см. приложение Б3) инициировал хакатон с привлечением молодых исследовательских команд. На основе их разработок были составлены предложения по модернизации сервиса.

Для создания моделей будущих сервисов и проверки гипотез Роструд (см. приложение Б3) инициировал хакатон с привлечением молодых исследовательских команд. На основе их разработок были составлены предложения по модернизации сервиса.
Осваивать эту область знаний непросто и госсектору, и бизнесу. Так, 85% компаний заявляют, что хотят улучшить использование данных для принятия решений, но при этом 91% считает эту задачу сложной. В каждой организации есть данные, которые могут быть полезны, но не всегда понятно, с чего начать работу с данными и как именно с ними работать. Важная часть преобразований — это изменение отношения к данным, повышение культуры работы с ними, что требует серьезных усилий от руководителя организации. Для построения всего здания data-driven госуправления требуются как собственно строители — управленцы с соответствующей квалификацией, так и фундамент — технологии и навыки управления данными, соответствующая инфраструктура и знания. «Все будет бессмысленно без людей, — отмечает академический директор Центра Мария Шклярук. — Если госслужащие не будут уметь работать с данными, понимать, что такое качество данных и строить решения на их основе, мы не сможем продвинуться с организационными и техническими моментами».
Что же касается требуемого фундамента, то очень надеемся, что этот навигатор станет одним из «кирпичей» в нем. В навигаторе показано, в том числе на актуальных примерах, как использовать работу с данными для изменения жизни людей.
Если бы у этого навигатора был слоган, он звучал бы так: «Данные — не ради данных, а ради человека». Данные полезны не сами по себе, а для достижения «человекоцентричных» целей, для качественной аналитики, надежных прогнозов и решения повседневных проблем граждан. Задача государства — выстроить работу с данными исходя из потребностей граждан, использовать данные на благо всех членов общества.

Если бы у этого навигатора был слоган, он звучал бы так: «Данные — не ради данных, а ради человека». Данные полезны не сами по себе, а для достижения «человекоцентричных» целей, для качественной аналитики, надежных прогнозов и решения повседневных проблем граждан. Задача государства — выстроить работу с данными исходя из потребностей граждан, использовать данные на благо всех членов общества.
Почему руководителям государственных органов, государственным и муниципальным служащим нужно ориентироваться в теме данных? Назовем четыре главные причины.

1. Умение работать с данными — это часть квалификации госслужащего

Работу с данными можно считать неотъемлемой частью многих профессий, и госслужащие не исключение. Работодатель (а государство сейчас становится довольно требовательным работодателем) всегда выбирает тех, у кого есть актуальные компетенции.

В требования к кандидатам на должность заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти (ФОИВ), ответственного за ЦТ, включены:

  • знание и трансляция культуры и этики принятия решений на основе данных;
  • знание и понимание возможностей инструментов принятия решений на основе данных и искусственного интеллекта для цифровой трансформации бизнес-процессов и взаимодействия с гражданами;
  • опыт обеспечения безопасности данных и их соответствия нормативным требованиям.

В требования к кандидатам на должность заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти (ФОИВ), ответственного за ЦТ, включены:

  • знание и трансляция культуры и этики принятия решений на основе данных;
  • знание и понимание возможностей инструментов принятия решений на основе данных и искусственного интеллекта для цифровой трансформации бизнес-процессов и взаимодействия с гражданами;
  • опыт обеспечения безопасности данных и их соответствия нормативным требованиям.
О направлении требований к кандидатам на должность заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, ответственного за цифровую трансформацию, и методических рекомендаций по проведению тестирования их управленческих навыков.
Кроме того, для органов власти сейчас предусмотрен ряд ключевых показателей, для достижения которых требуется именно работа с данными. Среди множества нормативно-правовых актов (НПА) и документов разного уровня можно выделить приказ Минцифры № 600 и постановление Правительства № 542, описывающие целевые показатели ЦТ госуправления и ориентированные в том числе на сбор и анализ данных.
Еще один пример правительственного документа, где содержится требование работы с данными, — поручение заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко от 29 июля 2020 года, согласно которому необходимо включить в ведомственные программы ЦТ (ВПЦТ) описания решений, основанных на применении искусственного интеллекта (ИИ), а также проектов, направленных на формирование массивов данных (датасетов), пригодных для обучения на них ИИ-решений.
Здесь и далее мы используем термины «датасет», «набор данных» и «массив данных» как синонимы.
Помимо этого, от госслужащих все чаще требуется подтверждать результаты своей работы достижением определенных показателей, участвовать в рейтингах. Если в организации корректно выстроена работа с данными, ей будет проще собирать и предъявлять данные в нужный момент. Все вместе это дает портрет совершенно нового типа государственного управленца — высококлассного специалиста, профессионально владеющего навыками работы с данными.
В процессе внедрения системы управления данными Счетной палате РФ пришлось не только переформатировать процесс сбора данных, создать новую инфраструктуру и ввести новые роли, например институт дата-стюардов, но и много заниматься изменением культуры работы с данными, помогать сотрудникам осознать значимость управления данными (см. приложение Б2). Для сотрудников, работающих с данными, были созданы профили компетенций, проведено обучение, они приглашаются к участию в конференциях и хакатонах.

В процессе внедрения системы управления данными Счетной палате РФ пришлось не только переформатировать процесс сбора данных, создать новую инфраструктуру и ввести новые роли, например институт дата-стюардов, но и много заниматься изменением культуры работы с данными, помогать сотрудникам осознать значимость управления данными (см. приложение Б2). Для сотрудников, работающих с данными, были созданы профили компетенций, проведено обучение, они приглашаются к участию в конференциях и хакатонах.

2. Без данных невозможна цифровая трансформация

Данные являются одним из основных ресурсов, позволяющих осуществить ЦТ; по фундаментальному влиянию на ЦТ они превосходят техническую инфраструктуру. Место данных в модели цифровой трансформации показано на рис. 1.
Модель создана по материалам Сбера, см.: Государство как платформа: люди и технологии / под ред. М. С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2019.

Рисунок 1
Модель цифровой трансформации

Традиционно данные использовались для подготовки отчетов и дескриптивной аналитики. Однако сейчас растет спрос на более продвинутые формы работы с данными, например на их применение для оперативного принятия решений в режиме реального времени, для построения прогностической и предписывающей аналитики (см. раздел 9.2), которая помогает руководителю ответить на вопросы «Что произойдет?» и «Что нужно сделать?».
Внедрение системы бизнес-аналитики в МФЦ Новосибирской области (см. приложение Б7) позволило в реальном времени автоматически определять отклонения в работе операторов. В результате повысилось качество услуг и сократилось время ожидания. Источниками данных служат системы оперативного учета (АИС МФЦ, электронная очередь и контакт-центр).

Внедрение системы бизнес-аналитики в МФЦ Новосибирской области (см. приложение Б7) в реальном времени автоматически определять отклонения в работе операторов. В результате повысилось качество услуг и сократилось время. Источниками данных служат системы оперативного учета (АИС МФЦ, электронная очередь и контакт-центр).
От лиц, принимающих решения (ЛПР), помимо мониторинга общей ситуации требуется принятие решений на основе данных. Именно так построена работа Координационного центра правительства. Данные существуют не сами по себе, а в привязке к конкретным объектам и явлениям; профессионально организованная работа с данными позволяет трансформировать предприятие, организацию, отдельную отрасль и госуправление в целом.
Следующим важным шагом для госорганизации становится в таком случае применение принципов доказательной политики — государственной политики, основанной на строго установленных объективных доказательствах. Важным аспектом доказательной политики является использование строгих научных исследований, которые невозможно реализовать без релевантных качественных данных, соответствующих процессов управления данными и навыков работы с данными.

Портал, посвященный доказательной политике в государстве, см.: ЦПУР.

3. Данные помогают решать повседневные задачи

Широкое внедрение измерительной и контрольной аппаратуры (датчиков, сенсоров), применение методов машинной обработки, развитие государственных информационных систем привели к накоплению больших объемов данных в сфере госуправления, и пора начать добывать из этого «сырья» что-то полезное. Актуальной стала задача эффективного применения разнообразных данных. Примеры успешного решения этой задачи есть и в мире, и в России.
Если у руководителя и его команды есть соответствующий опыт и инструменты, многие проблемы, с которыми граждане сталкиваются ежедневно и которые годами пытаются решить органы власти, решаются быстрее и эффективнее.
В Новгородской области разработан и запущен цифровой сервис, предотвращающий возникновение очагов аварийности на дорогах. Специалисты регионального министерства цифрового развития проанализировали данные о дорожных элементах, повышающих безопасность («лежачих полицейских», пешеходных ограждениях, камерах видеофиксации), о количестве ДТП, числе погибших и раненых, о расстоянии от зданий до остановок общественного транспорта. Для получения данных были, в частности, переведены в машиночитаемый вид контракты на выполнение дорожных работ. На этой основе была создана система предиктивной аналитики, позволяющая прогнозировать количество ДТП в зависимости от наличия того или иного дорожного элемента, интенсивности транспортного потока и т. п. Реализация проекта позволит в ближайшие 2−3 года снизить аварийность и сэкономить бюджетные средства, которые идут на устранение последствий ДТП.

В Новгородской области разработан и запущен цифровой сервис, предотвращающий возникновение очагов аварийности на дорогах. Специалисты регионального министерства цифрового развития проанализировали данные о дорожных элементах, повышающих безопасность («лежачих полицейских», пешеходных ограждениях, камерах видеофиксации), о количестве ДТП, числе погибших и раненых, о расстоянии от зданий до остановок общественного транспорта. Для получения данных были, в частности, переведены в машиночитаемый вид контракты на выполнение дорожных работ. На этой основе была создана система предиктивной аналитики, позволяющая прогнозировать количество ДТП в зависимости от наличия того или иного дорожного элемента, интенсивности транспортного потока и т. п. Реализация проекта позволит в ближайшие 2−3 года снизить аварийность и сэкономить бюджетные средства, которые идут на устранение последствий ДТП.
В проекте применялся граф дорожной сети OpenStreetMap; компания «Яндекс» предоставила сведения о скорости транспортных средств из сервиса «Яндекс.Пробки». Для обработки данных разработчик использовалсервис MapBox. См.: Новгородская область: данные против ДТП // Вестник цифровой трансформации CIO.RU.
Кроме того, управление данными внутри организации упрощает сложные операции, повышает эффективность труда сотрудников, освобождает их от механической работы, помогает избежать переработок и авралов.

4. Данные позволяют принимать обоснованные решения

Чем выше уровень руководителя, тем сложнее ему управлять системой. Растет количество людей в подчинении, процессов, показателей, проектов,бюджетов. Данные и инструменты этих данных делают систему более управляемой.
Почему руководителю важно разбираться в качестве данных и методах их получения и обработки? Чтобы ему не показывали «удобную» статистику, «удобные» данные, по которым все хорошо, чтобы он не оказался в иллюзорном мире, доверяя некачественным или неполным данным. Данные позволяют тому, кто принимает решения, не полагаться, например, на чужие мнения или отрывочные сведения из разных источников, а видеть картину целиком, поддерживать связь с постоянно меняющейся ситуацией в организации и вокруг нее.
На уровне государства прозрачность и обоснованность государственных решений, в том числе решений о расходовании бюджетных средств, повышают доверие граждан, и это касается не только масштабных проектов, но и решений на местном уровне. Каждому гражданину важна уверенность в том, что выбранное решение, касающееся государства в целом, его города или улицы, — обоснованное, лучшее из возможного в конкретной ситуации. Поэтому доверие к данным и к аргументам, основанным на данных, меняет отношение граждан к действиям государства в целом.
Данные мобильных операторов могут использоваться для решения самых разных задач муниципального управления, например для оптимизации туристического потока или для планирования городской транспортной сети (см. приложение Б5). Использование данных позволяет не только установить точное число участников мероприятия, но и составить их портрет. Тем самым можно планировать мероприятия с учетом потребностей участников.

Данные мобильных операторов могут использоваться для решения самых разных задач муниципального управления, например для оптимизации туристического потока или для планирования городской транспортной сети (см. приложение Б5). Использование данных позволяет не только установить точное число участников мероприятия, но и составить их портрет. Тем самым можно планировать мероприятия с учетом потребностей участников.
Перечисленные выше четыре причины делают очевидной потребность значительной части сотрудников государственных организаций в пособии, которое позволило бы им лучше разобраться в теме данных. Оставалось выбрать основные сюжеты и структурировать информацию так, чтобы она была доступна и полезна разным группам внутри нашей аудитории.
В начале работы над навигатором мы провели онлайн-анкетирование более 200 государственных и муниципальных служащих (руководителей и специалистов), сотрудников подведомственных учреждений и смежных организаций. Примечательно, что 80% участников выборки так или иначе уже работают с данными (непосредственно или через смежные проекты, см. рис. 2).
При этом разные категории госслужащих и сотрудников учреждений нуждаются в разных видах информации. Руководители высшего звена более, чем выборка в целом, заинтересованы в практической информации — в советах относительно организации работы с данными и принятия решений на основе данных. Руководители проектов хотели бы учиться на опыте других государственных органов и учреждений, у них сильнее выражен интерес к российским кейсам. Линейные руководители интересуются современными методами анализа данных и способамиобработки данных для машинного обучения и систем ИИ.

Рисунок 2
Степень текущей вовлеченности в работу с данными в зависимости от должности

Мы постарались учесть эти запросы при выборе тем и кейсов для навигатора. Управление на основе данных — это конечная цель любой работы с данными. Но чтобы всерьез обсуждать технологии, практики, проблемы и вызовы, связанные с управлением на основе данных, нужно сначала освоить основополагающие, в некотором смысле азбучные принципы. Поэтому предлагаемый нами навигатор служит пособием именно в области управления данными: это тот фундамент, на котором строится принятие решений на основе данных и без которого системная работа в этой области невозможна. Он написан максимально понятным языком и содержит как вводные теоретические положения, связанные с управлением данными, так и «живую» практику работы с данными в государственных и муниципальных органах.

Что вы найдете в навигаторе?

Навигатор состоит из трех основных блоков и приложения.
1
БЛОК 1. Погружаемся в тему (время чтения: 2 часа). Дает общее представление о данных и описывает базовую терминологию, классификации данных, проблемы в области российских государственных данных и возможные подходы к их решению. Этот блок будет полезен всем без исключения читателям доклада. Возможно, его будет достаточно тем читателям, кто хочет составить самое первое и общее представление о теме и у кого нет времени на большее (например, руководителям, сотрудникам
тех команд, которые напрямую не работают с данными).
2
БЛОК 2. Начинаем путь (время чтения: 1 час). Описывает первые шаги,
необходимые для начала работы с данными в организации: основные подходы к созданию целостной системы управления данными, разработку дата-стратегии и архитектуры данных, принципы подбора команды и выстраивания инфраструктуры. Адресат этого блока — в первую очередь руководитель цифровой трансформации (РЦТ), который отвечает за старт той работы в организации, а также CDO и в некоторых случаях члены его команды.
3
БЛОК 3. Выстраиваем процессы (время чтения: 1 час 30 мин.). Посвящен
тем процессам, без которых невозможна работа с данными: обеспечению
качества данных, их безопасности, созданию системы аналитики в организации. Этот блок особенно полезен начинающим CDO и членам
их команд, но также и руководителям ЦТ и всем, кто интересуется темами
качества данных и их анализа.
4
ПРИЛОЖЕНИЯ включают разработанный нами учебный фреймворк
«Решение задач с использованием данных», позволяющий организации
пройти самодиагностику для понимания своих сильных и слабых сторон
в работе с данными, кейсы успешной работы с данными в российском
госсекторе, а также обзор правовых основ управления государственными
данными.