Есть и третий, возможно, главный момент: кроме временных решений и экстренно создаваемых продуктов разрабатываются цифровые платформенные решения по масштабному управлению государством, вводятся новые
технологии с большим потенциалом, но не до конца проясненными этическими и социальными рисками (например,
скоринговые модели на основе технологии ИИ). При этом остается множество нерешенных вопросов, начиная от предвзятости ИИ (
AI bias) и заканчивая невозможностью отследить, что именно влияет на его выводы. С одной стороны, цифровые решения разрабатываются более масштабно и качественно, чем быстрые решения эпохи пандемии, с другой, это по прежнему плод работы не столько юристов, философов и экспертов из общественных организаций, сколько чиновников, разработчиков, специалистов по данным и т. д. Ни одна из этих специальностей не предполагает глубокого погружения в тему этики. Эту ситуацию необходимо срочно менять. Подобные решения уже на нынешнем этапе развития технологий должны быть этичными, это позволит избежать серьезных социальных последствий (см.
раздел 3). Хотя пандемия была на руку надзорным капиталистам, а усиление государственной слежки создает новые риски, Шошана Зубофф уверена, что еще ничего не решено и будущее в руках граждан: «Нам нужны новые общественные движения, новые формы общественной солидарности. Законодатели должны чувствовать, что мы будем настаивать на своем. <…> Перемены не случатся в одночасье, но сейчас то десятилетие, когда мы
должны действовать».