После того как 27 марта 2020 года авиасообщение России с другими странами было приостановлено
из-за пандемии, десятки тысяч российских граждан, находившихся за рубежом в качестве туристов и студентов, на лечении и в деловых поездках, попали в сложную ситуацию. Минцифры России начало собирать информацию о тех, кто желал вернуться на родину и претендовал на материальную помощь, с помощью формы «Регистрация
прибывающих в РФ» на ЕПГУ. При составлении списков пассажиров для вывозного рейса для оперативности было решено использовать Telegram. «Мы формировали списки, — вспоминает глава Минцифры Максут Шадаев, — рейс планировался на следующий день, и мы создали Telegram-канал для услуги, в котором объявили: все, кто готов лететь, присылайте в канал номер заявления на „Госуслугах“». Каналы в Telegram оказались понятной и прозрачной формой коммуникации с туристами и практически единственным средством связи для напуганных и раздраженных людей. Максут Шадаев лично координировал помощь россиянам на острове Пхукет, присутствуя в чате на правах администратора. Администраторы канала взаимодействовали с консулом, с авиакомпанией и с самим пассажиром.