8. Этика в госсекторе: зарубежный опыт

— Послушай, — сказал Форд, все еще погруженный в рекламную брошюру, — какую они штуку придумали. «Новое поколение роботов и компьютеров НЧК, разработанных сириусианской кибернетической корпорацией».

— НЧК? — переспросил Артур. — Что это такое? — Настоящие Человеческие Качества.
Д. Адамс. Автостопом по галактике
Авторы раздела:
И. В. Данилин
И. В. Кириченко
К. С. Костюкова
Е. В. Романова
М. В. Туманова
Э. П. Шавлай
Н. В. Шелюбская
Время чтения: 15 мин.
Правительства развитых стран уделяют серьезное внимание этике применения цифровых технологий в государственном управлении. Создано немало интересных документов, руководств и кодексов, наработана практика их использования. Не претендуя на исчерпывающий обзор, предлагаем познакомиться с наиболее полезным, с нашей точки зрения, опытом. Эти опробованные подходы помогут сделать работу с цифровыми технологиями более этичной.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Один из лучших примеров методического обеспечения работы госорганов — Великобритания, где существует портал GOV.UK с максимально подробной и удобной информацией по всем направлениям деятельности государственных служб. На этом портале, в частности, опубликовано Руководство по этичному использованию данных в органах власти и в государственном секторе в целом. Руководство содержит общие этические принципы (открытость, ответственность, честность), а также специфичные принципы работы с данными. Для каждого из таких принципов приводятся конкретные шаги по реализации на практике. Приведем два примера.
Проанализируйте качество и полноту данных. Результат внедрения новых технологий зависит от качества данных и методов, которыми они получены. Необходимо убедиться в том, что данные для проекта являются точными, репрезентативными, что они хорошего качества, соразмерно используются и что вы понимаете их ограниченность.
Применение принципа:
  • проверка источника данных;
  • исключение лишних данных, которые не нужны для конкретной цели;
  • обнаружение и удаление ошибок в данных;
  • обезличивание данных;
  • экспертная проверка алгоритма;
  • перевод данных в открытый, доступный для передачи формат;
  • подготовка методологии к опубликованию в интернете;
  • подготовка простого и понятного широкому читателю объяснения модели.
Проанализируйте качество и полноту данных. Результат внедрения новых технологий зависит от качества данных и методов, которыми они получены. Необходимо убедиться в том, что данные для проекта являются точными, репрезентативными, что они хорошего качества, соразмерно используются и что вы понимаете их ограниченность.
Оцените политические последствия. Необходимо непрерывно мониторить использование информации, полученной на основе данных. Команды разработки и внедрения, будучи экспертами по корректному использованию моделей данных, должны контролировать это использование с помощью эффективных механизмов подотчетности.
Применение принципа:
  • мониторинг корректности и этичности задач проекта на всем его протяжении;
  • пересмотр задач проекта, если потребности пользователей изменились;
  • организация обучения и долговременной поддержки пользователей;
  • привлечение общественного контроля;
  • публикация результатов проекта.
Применение каждого принципа в работе конкретного служащего оценивается по пятибалльной шкале, например: 0 баллов — данные, используемые в проекте, плохого качества, неподходящие, ненадежные, нерепрезентативные; 5 баллов — данные, используемые в проекте, являются репрезентативными, точными и т. д.
Для решения конкретных задач по работе с данными на сайте есть отдельные руководства, например руководство по обезличиванию данных или руководство по обеспечению воспроизводимости выводов.
В автономном правительстве Шотландии создана национальная экспертная группа по цифровой этике, цель которой — разработка основополагающих принципов создания и внедрения новых технологий, установление критериев, которым должны отвечать все цифровые продукты и услуги. В экспертную группу входят не только ИТ-специалисты, но и эксперты в области общественных наук, творчества и медиа, философии и права. На сайте правительства опубликована Шотландская стратегия в сфере искусственного интеллекта, построенная на принципах надежности, этичности и инклюзивности. Правительство также проводит открытые конференции по вопросам этичного внедрения цифровых технологий в работу государственных служб. В центре внимания — сохранение доверия граждан.

ГЕРМАНИЯ

При федеральном правительстве Германии работает Комиссия по этике данных, задача которой — разработка этических принципов для защиты личности, сохранения единства общества и развития информационных технологий. Опубликовано «Мнение комиссии по этике данных», в котором прослежены взаимосвязи между нормами этики и действующим законодательством, описана роль государства в регулировании межотраслевой экосистемы данных, утверждены требования к данным и алгоритмам.
Datenethikkommission // Bundesministerium der Justiz und für Verbraucherschutz.
Opinion of the Data Ethics Commission // Bundesministerium der Justiz und für Verbraucherschutz.
Комиссия также предоставила рекомендации для стратегии федерального правительства в области ИИ. В частности, рекомендовано добавить в стратегию два основных этических положения: следовать демократическим этическим и правовым принципам на протяжении всего процесса разработки и применения ИИ; повышать способность граждан и общества действовать осознанно.

ФРАНЦИЯ

Во Франции создан Национальный комитет по цифровой этике. В него входят как ИТ-специалисты, работающие в государственных или частных исследовательских организациях, так и философы, врачи, юристы и другие эксперты. Национальный комитет подготовил по поручению премьер-министра заключения по этическим вопросам, связанным с использованием конкретных цифровых приложений, таких как:

  1. разговорные агенты (чат-боты);
  2. автономные автомобили;
  3. программы медицинской диагностики с использованием ИИ.
В стране работает Национальная комиссия по информатике и свободам — независимый административный орган, состоящий из 17 комиссаров (представителей органов власти разного уровня, экспертов). На сайте комиссии опубликованы права гражданина применительно к цифровым технологиям и способы защиты этих прав, а также Хартия поддержки для профессионалов в сфере цифровых технологий. В процессе разработки закона «О цифровой республике» комиссия проанализировала этические и социальные проблемы, возникающие в связи с новыми технологиями, и подготовила отчет «Как люди могут сохранить преимущество? Отчет по этическим вопросам, связанным с алгоритмами и искусственным интеллектом».
Commission nationale de l'informatique et des libertés (CNIL).
Comment permettre à l'homme de garder la main? Les enjeux éthiques des algorithmes et de l'intelligence artificielle / Synthèse du débat public animé par la CNIL dans le cadre de la mission de réflexion éthique confiée par la loi pour une République numérique — Commission nationale de l'informatique et des libertés, Decembre 2017.

ШВЕЦИЯ

В Швеции действует Комитет по технологическим инновациям и этике. Его задача — выявлять проблемы, связанные с внедрением цифровых технологий, и предлагать правительству изменения нормативных правовых актов. Комитет публикует на своей странице статьи об отдельных цифровых технологиях и разрабатывает специальные инструменты, которые должны помочь госслужащим соблюдать этические нормы в работе. Кроме того, в Швеции существует специальный контрольно-надзорный орган, курирующий вопросы этики в исследованиях. Чтобы использовать в работе ПДн людей, исследователь должен подать заявку в этот орган и пройти этическую экспертизу.
Publikationer // Kommittén för teknologisk innovation och etik.
Verktyg för självutvärdering av ansvarsfull teknikutveckling — bakgrundsrapport // Kommittén för teknologisk innovation och etik.

ФИНЛЯНДИЯ

С первых шагов развития новых цифровых технологий власти Финляндии подчеркивали необходимость соблюдения принципов справедливости и инклюзивности, превращения цифровых инструментов в доступное общественное благо. При обсуждении проблем ИИ на первое место выдвигается его влияние на общественную мораль и ценности. Финский центр искусственного интеллекта публикует результаты исследований, дискуссии и мнения экспертов по вопросам внедрения технологий ИИ в жизнь. Правительство Финляндии опубликовало исследование «Этическая информационная политика в эпоху ИИ», в котором сформулирован главный принцип развития технологий — «в интересах государства, бизнеса и людей».
Финское законодательство в сфере цифровых технологий отличается проработанностью и акцентом на персональную ответственность за возможные проблемы в эксплуатации сервисов. Закон Финляндии о биобанках многие страны использовали в качестве образца при формировании своей нормативной базы.

КАНАДА

Правительство Канады приняло Цифровую хартию, в которой заявило о доверии как основе цифрового мира: «В этом цифровом мире канадцы должны быть уверены в том, что их конфиденциальность защищена, что их данные не будут использоваться неправомерно и что компании, работающие в этом пространстве, просто и прямо общаются со своими пользователями. Это доверие служит фундаментом, на котором будет построена наша цифровая экономика, основанная на данных».

НИДЕРЛАНДЫ

В Нидерландах действует Цифровое правительство Нидерландов, которое поставило своей целью содействовать госслужащим, политикам и разработчикам ИТ в повышении качества цифровых услуг, в том числе в создании этичных алгоритмов и установлении правил обработки персональных данных. Цифровое правительство заявляет: «Каждая ситуация индивидуальна. Этические дилеммы в работе с данными не могут быть решены простым определением того, как должны действовать органы исполнительной власти. Невозможно составить правила для каждой ситуации. Лучше сформулировать общие принципы и решить, как именно мы как правительство будем ответственно обращаться с данными. Затем на учебных курсах мы можем практиковаться в применении этих принципов, используя реальные примеры».

ЯПОНИЯ

Власти Японии были озабочены недостаточной защитой данных и тяжелыми последствиями утечек. Поэтому в 2020 году были ужесточены нормы закона о защите личных данных, который предусматривает уголовную ответственность для операторов ПДн за нарушение правил их обработки. В соответствии с новыми положениями закона каждый гражданин может потребовать удаления сведений о себе из любой базы данных.
Comparative table of the current and amended provisions of the APPI // Personal Information Protection Commission, Japan.
Другая проблема, остро стоящая перед властями страны, — старение населения и связанный с этим «цифровой эйджизм», когда лица старшего возраста оказываются недостаточно вовлеченными в использование новых технологий. Решением стала организация специальных курсов по преодолению цифрового разрыва. Курсы организуются на государственных онлайн-платформах, преподавателями выступают молодые специалисты, что одновременно решает проблему занятости молодежи.

СИНГАПУР

Город-государство Сингапур известен высоким уровнем развития информационных технологий, которые считаются национальным приоритетом. С начала 2000-х годов город формирует и развивает институты электронного правительства (e-government), под эгидой которого взаимодействуют все государственные, коммерческие структуры и простые граждане. В 2014 году была объявлена новая правительственная инициатива — проект «Умная нация» (Smart Nation). Проект предусматривает внедрение цифровых технологий в экономику (Digital Economy), государственные структуры (Digital Government) и общество в целом (Digital Society). Основной прорывной технологией при этом должен стать ИИ. В 2017 году Национальным исследовательским фондом Сингапура (National Research Foundation, NRF) была разработана национальная программа AI Singapore, задачей которой стало объединение усилий всех профильных организаций и исследовательских центров для достижения общенациональных целей.
eGov Masterplans // Govtech Singapore.
Pillars of Smart Nation // Smart Nation Sinapore.
AI Singapore // National Research Foundation.

КИТАЙ

Внимание к вопросам конфиденциальности в китайском обществе постепенно растет. В частности, с утечками и незаконным использованием данных борется Управление по вопросам киберпространства КНР. По мнению американских экспертов, регулирование обработки данных в Китае в настоящее время более жесткое, чем в США, но менее системное, чем в ЕС. Китайская специфика выражается в более широком политическом и идеологическом контроле над интернетом и «видимости» пользователя для госструктур. С точки зрения западных ценностей это крайне неэтичная ситуация, но восточная традиция более терпимо относится к деанонимизации гражданина государством.
Pernot-Leplay E. China's Approach on Data Privacy Law: A Third Way Between the U.S. and the E.U.? // Penn State Journal of Law & International Affairs. 2020. Vol. 8 (1). P. 49–117.
Цитата
Китайское общество полагает, что часто критикуемая система социального рейтинга имеет определенные плюсы. Акцент в ней делается не столько на наказания, сколько на поощрения (например, возможность забронировать место в гостинице без предоплаты, что важно с учетом растущего внутреннего туризма; получить беззалоговый кредит и т. п.). При этом большое внимание уделяется безопасности граждан — не только в политическом смысле, но и в части охраны правопорядка.

Иван Данилин, заведующий отделом науки и инноваций ИМЭМО РАН
Таким образом, в Китае формируется своего рода альтернативный подход к этике использования цифровых технологий, при котором неприемлемые для западного человека ограничения компенсируются социально-экономической инклюзией и повышением качества жизни.

ВЫВОДЫ. КУДА ДВИЖЕТСЯ МИР

Можно выделить три подхода, которые развитые страны используют при обращении к этическим проблемам цифровизации:
  • создание нормативных и методических документов, описывающих общие принципы разработки и использования цифровых технологий и отдельные правила, обеспечивающие этичность цифрового продукта, такие как обезличивание данных, контроль качества данных, открытость алгоритмов и другие;

  • создание специализированного органа (агентства, комитета, комиссии), уполномоченного осуществлять методическую поддержку в сфере этики и контроль соблюдения этических принципов при разработке цифровых технологий;

  • стимулирование (через поощрение или принуждение) этического саморегулирования бизнеса — как контура предварительного контроля и/или условия выработки новых подходов и норм.
Проблема приватности, вероятно, будет обостряться по мере расширения и усложнения цифровых технологий. По мнению Европейской комиссии, это наиболее важная проблема цифровизации с точки зрения этики. Внимательное отношение к приватности вытекает из общих подходов ЕС к правам человека и к правам потребителей, а также вызвано беспокойством по поводу возможного несанкционированного доступа к данным представителей других стран, прежде всего тех, где размещены интернетплатформы США и где законодательство значительно либеральнее относится к нарушению приватности. Такая позиция руководства ЕС согласуется и с мнением самих европейцев, 12% из которых вообще не готовы доверять кому-либо персональную информацию.
Shaping the digital transformation in Europe. European Commission DG Communications Networks, Content & Technology. September 2020. Final Report. Р. 17.
Многие страны — лидеры в сфере развития цифровизации подчеркивают необходимость обеспечения равного доступа к технологиям. Инклюзивность является важной характеристикой любого этичного цифрового сервиса. Она абсолютно необходима там, где идет речь о предоставлении государственных услуг или пользовании общественными благами. ИИ и другие новые технологии сопряжены с высоким риском усугубления неравенства вследствие непреднамеренной предвзятости сервисов и решений, ожидаемых ограничений доступа к ним для меньшинств и беднейших слоев населения и других факторов.
Врезка
Все это меняет идеологию регулирования цифровой этики: акцент смещается от формирования рамок использования новых технологий к обеспечению их этичности уже на стадии научно-технологических работ и вплоть до внедрения решений. Такая идеология предполагает рост участия пользователей и учет доминирующих общественных ценностей, в том числе через диалог с институтами гражданского общества.
Крупные развивающиеся страны следуют в фарватере западных подходов, но на их понимание цифровой этики влияют местные культурные установки, политические и экономические особенности и проблемы развития: государствоцентричный подход, примат социально-экономических соображений и стабильности над «абстрактными» ценностями (анонимность, свобода мнений, частично некорректное использование данных и т. п.).
В России регулирование этики цифровых технологий пока чаще всего выражается в увеличении количества разнообразных нормативных актов. Традиционно этичным считается то, что соответствует закону, хотя наиболее продвинутые компании делают успешные попытки саморегулирования. В ближайшей перспективе наиболее актуальными вопросами этичности цифровых технологий будут приватность, инклюзивность и проблемы, связанные с развитием ИИ.