6.4 Первые шаги

Автор раздела:
М. В. Туманова
Время чтения: 5 мин.
Предложенный выше фреймворк — это инструмент, требующий обсуждения и тщательной проработки в команде. Его основная цель — поставить вопросы и выявить зоны роста, провести аналитическую работу над этическими рисками. Следующим этапом должно стать применение полученных выводов на практике.
Создание этичного цифрового решения предполагает выполнение ряда шагов, описанных ниже. Их последовательность можно менять, если этого требует логика разработки. Некоторые шаги могут повторяться, например при создании различных прототипов одного решения или при внесении изменений в прототип.

Шаг 1

Продумайте и сформулируйте цели создания цифрового решения (подробнее см. блок 2 в разделе 6.3).

Шаг 2

Проанализируйте альтернативы: дальнейшее развитие услуги/функции без цифрового решения или дальнейшее развитие услуги/функции с цифровым решением. Зафиксируйте преимущества и недостатки каждого варианта. (подробнее см. блок 7 в разделе 6.3).

Шаг 3

Оцените два вида рисков при внедрении цифрового решения: 1) риск ошибочного получения услуги / исполнения функции; 2) риск ошибочного неполучения услуги / неисполнения функции.

Шаг 4

На основании шагов 2 и 3 обоснуйте необходимость разработки цифрового решения в данный момент.

Шаг 5

Изучите существующие этические документы и кодексы, касающиеся разработки и использования цифровых технологий, как глобальные, так и более узкие (национальные, отраслевые, технические). Выберите подходы и принципы, которые необходимо будет использовать при создании и эксплуатации цифрового решения.

Шаг 6

Проанализируйте обратную связь от пользователей, привлеките стейкхолдеров для выявления их этических ценностей и учета их интересов в новом цифровом решении. (См. также блок 5 в разделе 6.3)

Шаг 7

Определите, как понимают этичное использование нового цифрового решения его заказчики, разработчики и владельцы. Разработайте общее понимание и зафиксируйте его в документах, чтобы избежать в дальнейшем конфликта ценностей. Максимально четко и подробно укажите все этические требования и ограничения цифрового решения в документации для разработчика.

Шаг 8

Убедитесь, что приоритетом при разработке решения является благополучие пользователя. Цифровое решение не должно содержать в себе этические дилеммы.

Шаг 9

Определите зоны ответственности заказчиков, разработчиков, владельцев и пользователей решения, закрепите их в документации.

Шаг 10

Доведите этические принципы и требования до каждого в команде разработки сервиса, при необходимости проведите обучение. Назначьте ответственного сотрудника, который будет фокусировать внимание команды на этических вопросах. (См. также блок 4 в разделе 6.3).

Шаг 11

Убедитесь, что после разработки цифрового решения будут сохранены альтернативные (нецифровые) способы получения услуги или осуществления функции.

Шаг 12

Обеспечьте соответствие цифрового решения требованиям информационной безопасности. Решение должно обеспечивать полную защиту от утечек данных (принцип zero tolerance), любая утечка должна рассматриваться как ЧП и служить поводом к переработке решения и/или правил работы с ним.

Шаг 13

Определите минимальные персональные данные пользователя, которые будут нужны для работы цифрового решения, избегайте накопления излишних ПДн. Определите, каких именно данных, получаемых при идентификации пользователя через ЕСИА, Единую биометрическую систему и другие системы, вашему сервису будет достаточно. (См. также блок 9 в разделе 6.3)

Шаг 14

Установите правила обработки, хранения, уничтожения персональных данных. Определите, будут ли обезличенные данные пользователя передаваться другим организациям, если да — то каким и на каких условиях. Предоставьте пользователю информацию о том, кто имеет доступ к его ПДн, предусмотрите для него простую и понятную процедуру регулирования этого доступа.

Шаг 15

Используемые в цифровом решении алгоритмы должны быть прозрачными и понятными для пользователя (решение не должно быть «черным ящиком»). Применяйте требования по соблюдению этичности на каждом уровне работы цифрового решения, вплоть до самых рутинных операций. Если в решении используется робот или чат-бот, предусмотрите информирование об этом пользователя каждый раз, когда начинается общение с роботом или чат-ботом.

Шаг 16

Привлеките тестировщиков («белых хакеров»), чтобы найти уязвимости сервиса. Соберите фокус-группу пользователей и узнайте их мнение о работе сервиса. Убедитесь, что сервис доступен для всех категорий граждан, нет дискриминации и ограничений. Проведите оценку воздействия сервиса на пользователя.

Шаг 17

Предусмотрите способы повышения доверия пользователя к сервису: независимый аудит, открытость, публикацию протоколов, фиксацию и признание ошибок. Разработайте информационно-разъяснительные материалы для будущих пользователей, проведите информационную кампанию, чтобы снизить сопротивление и привлечь пользователей к новому сервису. (См. также блок 6 в разделе 6.3.)

ВЫВОДЫ. НА ЧТО ОПЕРЕТЬСЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ЦИФРОВОГО СЕРВИСА

В повседневной работе госслужащий постоянно принимает решения. Несмотря на жесткие рамки, в первую очередь регуляторные, у него все же есть определенная свобода действий. В случае создания цифровых инструментов перед госслужащим встает вопрос выбора концепции, дизайна, способа обработки данных и т. д. Поскольку государственные цифровые решения влияют на большое количество людей и организаций, важно, чтобы этот выбор был сделан осознанно, с учетом максимального количества возможных рисков, в том числе и этических.
Принять этичное решение при разработке цифрового сервиса или инструмента помогает ценностно-ориентированный подход, основной принцип которого — доверие. Как и во многих других областях управления, при разработке и внедрении цифровых сервисов доверие граждан складывается из открытости процесса, справедливости решений и добросовестности людей, которые их принимают. Фреймворки и чек-листы помогают организовать процесс принятия решений так, чтобы следовать этим ценностям. Эти инструменты помогают задуматься об этических вопросах, которые могли остаться незамеченными при разработке цифрового решения.