Материалы

На пути к антихрупкости. Как компании становятся сильнее в условиях пандемии

Павел Степанцов, ведущий социолог Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации, выступил с докладом на конференции «МараФОМ», организованной фондом «Общественное мнение». На еженедельных сессиях «МараФОМа» обсуждаются видеодоклады авторов книг из серии «Социология пандемии».

В секции «На пути к антихрупкости. Как компании становятся сильнее в условиях пандемии» Павел Степанцов представил результаты совместного исследования Центра, ЦПУР и Google о последствиях пандемии и новых стратегиях преодоления кризиса. В обсуждении приняли участие руководители компаний и эксперты: генеральный директор ООО «Агентство ЭйДжи» Анна Габер, вице-президент Национального туристического союза, генеральный директор Venedi Hotel Group Инна Пехова, владелец бизнес-отеля «Евразия» Светлана Раца, основатель международной школы программирования для детей Coddy Оксана Селендеева, директор направления социально-экономических исследований НАФИ Ирина Гильдебрандт,директор Центра прикладных и полевых исследований Института исследований культуры НИУ ВШЭ, управляющий партнер Synopsis Group Владимир Картавцев.

В секции «На пути к антихрупкости. Как компании становятся сильнее в условиях пандемии» была анонсирована одноименная книга, которая войдет в серию «Социология пандемии». Более 60 руководителей и владельцев бизнесов рассказали команде ФОМа о способах адаптации к новым условиям, о важнейших аспектах личной эффективности и менеджмента команды, о примерах успешного сотрудничества. Некоторые идеи из этой книги были представлены в докладе спикеров ФОМа и предложены участникам секции для дискуссии. Спикеры обсудили черты антихрупкости компании и способы адаптации к реальности в условиях пандемии. В ходе презентации Павел Степанцов рассказал об основных последствиях пандемии для бизнеса, о стратегиях выживания, о реализации цифровой трансформации в компаниях и ожиданиях в отношении мер государственной поддержки. Он также выделил профессиональные компетенции, которые будут востребованы в постковидной экономике. 

По результатам опроса ФОМа в 2020 году, пережить 9 месяцев пандемии смогли организации с достаточным запасом прочности (финансоваой подушкой) или те, кто смог быстро модернизироваться и технологически переориентировать свою деятельность. Так проявляются черты антихрупкости компании.

Ведущий социолог Центра сообщил о целях совместного исследования Центра, ЦПУР и Google: «Базоваязадача — посмотреть условия антихрупкости или хрупкости компании, что влияет на то, как компании ведут себя в постковидный период. Для этого мы провели большой опрос, глубинные интервью».
 
Самый значительный ущерб от пандемии представители бизнеса видят в снижении спроса (46%) и в уменьшении прибыли (49%), сообщил Павел Степанцов. В наибольшей степени от экономического кризиса, вызванного пандемией, пострадали ресторанный бизнес, туризм, индустрия развлечений и пассажирские перевозки. При этом, по оценкам представителей бизнеса и экспертов, опрошенных в ходе исследования, ряд отраслей выиграл от пандемии: речь идет в первую очередь об ИТ-секторе и интернет-торговле. 

По словам эксперта Центра, кризис создал необходимость преобразовать процессы.
«Пандемия стала катализатором изменений корпоративной культуры и реорганизации внутренних бизнес-процессов компаний. Также об ослаблении партнерства между государством и бизнесом говорят 29% опрошенных», — сообщил он.
 
Компании, успевшие запустить процессы цифровизации, более уверенно чувствуют себя на рынке: они в 1,5 раза чаще позитивно оценивают экономическую обстановку и смотрят в будущее с большим оптимизмом. И все же в четверти российских компаний пока не идут процессы цифровизации. Основными барьерами для них стали дефицит финансовых ресурсов (39%) и нехватка квалифицированных сотрудников, которые могут руководить процессами цифровизации и участвовать в них (38%).

Павел Степанцов выделил пять базовых стратегий реакции бизнеса на пандемию: интенсивную, экстенсивную, адаптивную, консервативную и дотационную. Так, 59% опрошенных ищут дополнительные источники дохода; 47% повышают эффективность процессов; более 25% сделали ставку на цифровизацию. 57% опрошенных утверждают, что пандемия способствовала развитию цифровой трансформации в их компаниях. Выбор в пользу экономии ресурсов сделали менее трети опрошенных, помощи от государства ожидают 14%.

Эксперт также обратил внимание на то, что малые и средние предприятия получили поддержку от государства в меньшем объеме, чем крупные. Выяснилось, что от государства представители бизнеса ждут в первую очередь не финансовой поддержки, а снижения регуляторной и финансовой нагрузки, а также обеспечения макроэкономической стабильности. 

В завершение своего выступления докладчик отметил, какими компетенциями должны обладать специалисты в постковидной экономике.
«Ключевой запрос связан с адаптивностью команд — умением быстро подстраиваться к меняющимся условиям, быстро проходить обучение, осваивать новые навыки. Сегодня запрос на soft skills еще более заметен». 
Новости