Материалы

Концепция открытости 2.0: Как должна строиться политика открытости государства в России

Для чего открытость государства нужна современной России и ее гражданам? На чем необходимо фокусироваться при реализации политики открытости, чтобы эта открытость не становилась формальной? 

Эти вопросы Мария Шклярук, академический директор Центра, обсудила 4 июня на ПМЭФ-2021 с главой Счетной палаты РФ Алексеем Кудриным, ректором Российской экономической школы (РЭШ) Рубеном Ениколоповым, политологом Екатериной Шульман и российскими политиками.

В дискуссии также приняли участие статс-секретарь — заместитель министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев, руководитель Федеральной службы государственной статистики (Росстат) Павел Малков, руководитель Росреестра Олег Скуфинский, генеральный директор Фонда ВЦИОМа Константин Абрамов.

В 2013 году в России впервые была принята Концепция открытости госорганов, которую стали активно внедрять в системе органов государственной власти. Сегодня темой открытости занимается сообщество представителей госорганов, экспертов и пользователей открытых данных, в том числе представителей общественных организаций. Благодаря работе этого сообщества начал формироваться новый подход к политике открытости.

Уже третий год подряд Счетная палата России совместно с Центром перспективных управленческих решений (ЦПУР) и АНО «Информационная культура» выпускают экспертный доклад «Открытость государства в России — 2021». Доклад включает созданный на основе авторской экспертной методологии рейтинг открытости ФОИВ и адресные рекомендации по совершенствованию открытости информации в российских органах власти. 

Прежде всего, что понимают под открытостью и какой уровень открытости имеет место в России? Такой вопрос задала представителям сообщества академический директор Центра подготовки CDTO, генеральный директор ЦПУР Мария Шклярук.

Открытость — один из важных компонентов качества государственного управления, который влияет на экономический рост страны через два основных механизма, выразил свое мнение ректор РЭШ Рубен Ениколопов. Это увеличение доверия граждан к государству, бизнеса к государству и государства к бизнесу. Однако, как показывают исследования, уровень доверия в России крайне низкий. По словам эксперта, это важное упущение. Второй механизм — открытость и предсказуемость правил, которые позволяют снизить риски для бизнеса. Прозрачность и понятные правила увеличивают доверие. С этим мнением согласен председатель Счетной палаты Алексей Кудрин

Он считает, что открытость — абсолютно экономическая категория, которая включает использование данных, прогнозирование, доверие. Сегодня идет цифровизация, которая невозможна без данных. 

«Благодаря открытым данным произойдет революция открытости. Счетная палата заинтересована в том, чтобы в правительстве более четко была определена ответственность за открытость и за работу ведомств», — заявил Алексей Кудрин.

Мария Шклярук привела результаты опроса РБК об уровне открытости в России. На вопрос, считаете ли вы российские ведомства достаточно открытыми, 47% респондентов ответили, что госорганы не отвечают на запросы или отвечают формально, 24% посчитали, что открытость госорганов зависит от ситуации, и всего 3% сообщили, что госорганы отвечают быстро и по делу. Такие результаты можно объяснить тем, что, несмотря на высокий уровень доступности информации ФОИВ, для граждан важна не столько открытость, сколько публичность. Потребителям госуслуг важно знать, что происходит в госоргане, иметь возможность получить обратную связь и повлиять на решение. Такое мнение выразила политолог Екатерина Шульман.

«Сегодня картина, откуда граждане получают информацию, становится более мозаичной. Людей, которые напрямую обращаются в ведомства, не так много. С этой целевой группой государство уже научилось работать. Важно, чтобы была инфраструктура, чтобы граждане понимали куда обращаться, и чтобы они могли получить адекватный ответ быстро и в доступной форме»,  добавил генеральный директор Фонда ВЦИОМа Константин Абрамов.

В этом году в рейтинге открытости Счетной палаты впервые три ведомства получили оценку ААА, то есть показали высокую открытость по всем направлениям. Это Росстат, Росреестр и Росавтодор. Руководители первых двух ведомств поделились, как им удалось добиться таких показателей. Глава Росстата Павел Малков сообщил: «Что мы меняем в подходах к открытости — это отношение к информации. Мы начали мыслить категориями продуктов и целевой аудитории. Для каждой аудитории есть свой канал донесения информации, продукт, язык общения».

«Формула успеха Росреестра, прорыва в достижении открытости — команда профессионалов, реинжиниринг бизнес-процессов, декомпозиция клиентского пути», — уверен руководитель ведомства Олег Скуфинский

В завершение сессии Мария Шклярук обратилась к экспертам с вопросом, что должно быть в новой концепции открытости. По мнению статс-секретаря — заместителя министра экономического развития России Алексея Херсонцева, концепция открытости 2.0. должна включать максимальную персонализацию информации для каждого человека и автоматизацию с учетом проникновения ИТ.
Новости