Материалы

На форуме «Человек. Государство. Технологии» Ксения Ткачева рассказала о подготовке специалистов по цифровой трансформации

28 апреля состоялся форум по цифровизации госуправления «Человек. Государство. Технологии», организованный «Билайн Бизнес» совместно с Forum.Digital Фонда развития цифровой экономики. Платиновым партнёром мероприятия выступил Huawei. В дискуссии об инструментах и ресурсах для достижения KPI, поставленных перед CDTO, приняла участие директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации Ксения Ткачева.

Также в обсуждении участвовали: первый заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия) Кирилл Бычков, министр цифрового развития Республики Калмыкия Алексей Этеев, министр цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Республики Чувашия Кристина Майнина, заместитель министра цифрового и технологического развития Сахалинской области Юрий Джафаров, директор ПАО «ВымпелКом» («Билайн») по работе с государственным сектором Александр Шведов. Дискуссию модерировала руководитель направления стратегии цифровой трансформации Фонда развития цифровой экономики и управляющий партнер O2Consulting Анна Никитченко.

На мероприятии Ксения Ткачева рассказала о том, как готовят региональных специалистов, с какими вызовами сталкивается госсектор при подборе кадров и что необходимо учитывать при разработке стратегий цифровой трансформации:

«С 2021 года критерий “обучение руководителей и команд цифровой трансформации” вошел в число обязательных показателей для каждого региона России. Декомпозиция необходима для мотивации регионов, руководители которых недостаточно активно направляют госслужащих на программы подготовки и повышения квалификации».

Ксения Ткачева сообщила, что за 2019–2020 гг. более 20 000 государственных и муниципальных служащих прошли отбор на обучение по программам Центра. Также в 2020 году Центр оценки и кадрового развития специалистов в области цифровой трансформации (Кадровый центр) разработал модель компетенций команды цифровой трансформации. Она описывает основные знания, умения и навыки для создания и развития результативной команды.

Участники дискуссии отметили, что опираются на эту модель компетенций при формировании команд цифровой трансформации, при этом каждый выделил для себя приоритетные направления.

Александр Шведов сообщил, что в ПАО «ВымпелКом» выбрали из модели три блока компетенций, наиболее близкие для ИТ-компании: управление и использование данных, развитие ИТ-инфраструктуры, применение цифровых технологий. В Якутии в целях развития цифровых кадров разработали собственную модель компетенций руководителей цифровой трансформации: личностные компетенции и использование технологий, отметил Кирилл Бычков.

По словам Кристины Майниной, ключевым этапом разработки стратегии цифрового развития Республики Чувашия стало обучение руководителей цифровой трансформации. Они прошли оценку знаний в Кадровом центре и сформировали паспорта компетенций.

Кроме компетентных кадров для цифрового прорыва также необходима ИТ-инфраструктура, считает министр цифрового развития Республики Калмыкия Алексей Этеев. Он выделил основные проблемы цифровизации в Калмыкии: разрозненное принятие решений, хаотичную работу с данными и информационными системами, нехватку кадров, умеющих работать с цифровыми технологиями, бумажное предоставление отчетности. «Для решения этих проблем в регионе введена роль CDTO», — добавил министр.

В завершение дискуссии Ксения Ткачева напомнила спикерам, что при реализации стратегии цифрового развития важно учитывать этику принятия цифровых решений и инклюзивность. По ее мнению, эти две темы остаются в тени ИТ-инфраструктуры, данных, искусственного интеллекта:

«Инклюзивность и доступность услуг — это не только пандусы и возможность увеличения шрифта на сайте, это гораздо более сложная тема.  Доступная цифровая среда должна учитывать потребности всех граждан страны. Это следует иметь в виду как фундамент при разработке стратегий цифровой трансформации, а не как надстройку».