Новая цифровая жизнь

Полтора месяца на «удалёнке»: что дальше?

Во время пандемии коронавируса на удаленную работу были экстренно переведены целые компании. Многие работодатели столкнулись с непредвиденными проблемами. Не все сотрудники оказались способны противостоять домашним соблазнам: один решил поспать после обеда, второго весь день отвлекали дети, а третьему захотелось немного поиграть перед началом работы, но он увлекся и в результате так и не открыл рабочий файл. График сбился, дедлайны сорваны, план под угрозой - и начальник набирает в поисковике «программы контроля удаленных сотрудников».

Автоматический контроль может изменить нашу жизнь гораздо сильнее, чем мы предполагаем. Насколько законным и этичным является дистанционный контроль? Как изменится труд человека под управлением алгоритмов?

Работодатель следит за тобой

К середине марта 2020 года работодатели по всему миру смирились с необходимостью массового карантина. Впервые в истории сотрудники Apple, Google, Microsoft, Amazon, Linkedin, Twitter и Facebook работают из дома. В начале мая Google и Facebook разрешили своим сотрудникам до конца года не возвращаться в офис, а это значит, что «удаленка» из аврала превратилась в стандартный режим. Уже понятно, что даже в случае частичного снятия карантина удаленная работа может остаться с нами надолго.
Насущной проблемой для многих организаций стал контроль над сотрудниками. Некоторые работодатели задумались об установке системы дистанционного контроля. Программы дистанционного контроля (ActivTrak, Hubstaff, Staffcop, Interguard, Work Examiner Kickidler и др.) уже давно используются в самых разных сферах — от консалтинговых компаний и банков до розничных торговых сетей.

Что фиксируют автоматические системы контроля?
- Факт работы (нажатие клавиш, открытие окон, движение мыши);
- Рабочее время, в том числе и время работы в конкретных программах;
- Контент, в том числе рабочую переписку;
- Проводят онлайн-мониторинг в режиме реального времени (делают скриншоты и видеозапись экранов).

Работники американского банковского холдинга Axos Financial, перешедшие на удаленную работу, раскрыли журналистам Bloomberg News содержание письма, которое получили от своего руководства. «Мы увидели, что люди злоупотребляют гибким графиком, считая его своего рода отпуском. Мы фиксируем нажатия клавиш, регистрируем сайты, которые вы посещаете, и каждые 10 минут делаем снимок экрана. Немедленно приступайте к работе или столкнетесь с последствиями!» — написал своим сотрудникам Грегори Гаррабрантс, исполнительный директор онлайн-банка. В том же обращении он добавил, что, если ежедневные задачи не будут выполнены, работники могут готовиться к «дисциплинарным взысканиям вплоть до увольнения». Отметим, что сотрудники онлайн-банка работали на устройствах, предоставленных работодателем.

Washington post рассказывает историю американской сельскохозяйственной газеты High Highins Journal. Когда из-за коронавируса ее редакция перешла на работу из дома, сотрудников ждал сюрприз — для них был организован онлайн-офис с эффектом присутствия и множеством чатов, в том числе виртуальным «кулером для воды» — так теперь называется место для неформальных бесед. В новом цифровом мире веб-камеру и микрофон всегда нужно держать наготове на случай, если руководитель или кто-то из коллег захочет с тобой поговорить. Директор издания по цифровому маркетингу Джеймс Люс считает, что именно так будет выглядеть будущее удаленной работы.

В России во время пандемии программу «Стахановец», созданную в «Сколкове», стали скачивать втрое чаще. По словам ее автора Михаила Яхимовича, продукт помогает выявить недобросовестность сотрудников — от перерасхода средств до слива информации, а также нецелевое использование рабочего времени, например, злоупотребление соцсетями.

Во время пандемии в мире распространяются и новые надзорные практики. Например, программа Sneek создает эффект присутствия в офисе: в течение рабочего дня она выводит на монитор сотрудника «стену лиц» его коллег. Фото, снятые через веб-камеру, обновляются каждые 1–5 минут. При переходе на удаленную работу сотрудники некоторых китайских компаний обязаны каждые полчаса делать селфи и высылать начальству. Корпоративный мессенджер Ding Ding, набравший в Китае рекордную популярность во время пандемии, не только досконально фиксирует рабочее время, но и отмечает дежурную улыбку, с которой служащие обязаны начинать и заканчивать рабочий день.

Некоторые практики, однако, подвергаются общественному осуждению. Так, в платных версиях популярного сервиса для видеоконференций Zoom до недавнего времени была функция «отслеживание внимания», которая позволяла видеть, кто из участников свернул окошко приложения, но после массовых протестов пользователей создатели отключили ее.

А это вообще законно?

Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя вести учет рабочего времени (ст. 91). Какие именно средства для этого можно использовать, в кодексе не оговаривается, а значит, средства автоматизированного контроля, в принципе, допустимы. Это не означает, что работодатель абсолютно свободен в выборе методов дистанционного контроля, В Трудовом кодексе есть требования по защите персональных данных сотрудников (ст.88), да и конституционное право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23) пока не отменено. Кроме того, есть толкование права на частную жизнь в контексте трудовых отношений, данное Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ). Последнее имеет правовое значение и для России, которая признает юрисдикцию ЕСПЧ.

Во-первых, работодатель не вправе использовать инструменты дистанционного автоматического контроля без ведома работников. Трудовой кодекс требует, чтобы работодатели уведомляли сотрудников о порядке работы с их персональными данными (ст. 86), вносили информацию об условиях труда в трудовой договор или приложения к нему и доводили ее до сведения работников (ст. 57). Как указывает ЕСПЧ, если сотрудника не уведомили о способах и масштабах мониторинга его электронных коммуникаций в рабочее время, то у него формируется обоснованное ожидание, что его действия остаются приватными, а значит, мониторинг коммуникаций работника оборачивается вторжение в частную жизнь. 

Однако уведомления сотрудников недостаточно, чтобы оправдать любые виды контроля. Имеет значение то, что именно контролирует работодатель. Одно дело, если речь идет об отслеживании уровня активности пользователя в коммуникационных сетях, программах и приложениях, и совсем другое — когда работодатель отслеживает и анализирует содержание коммуникаций, файлов и действий сотрудника. Значимы масштаб и степень избирательности контроля. Например, сплошную видеозапись поведения сотрудников на рабочем месте сложнее оправдать, чем запись в течение четко ограниченного периода времени. 

Чем более интенсивны контрольные меры, чем они длительнее, чем менее избирательны, тем более веские основания должны быть у работодателей для их применения. Например, с точки зрения ЕСПЧ допустим разовый скрининг файлов на рабочем компьютере сотрудника, включая папки, помеченные как личные, ради проверки подозрений о служебных злоупотреблениях. Тотальный мониторинг трафика устройств, на которых работает сотрудник, включая содержание переписки через личные мессенджеры, для контроля за выполнением запрета на частные коммуникации в рабочее время сложно назвать обоснованным и допустимым. 

Все вышеприведенные примеры касались нахождения сотрудника в помещениях работодателя и работы с электронными устройствами, принадлежащими работодателю. Даже в таких случаях ЕСПЧ признавал некоторые виды контроля со стороны работодателя избыточным вмешательством в частную жизнь сотрудников. В ситуации, когда сотрудник работает дома и пользуется собственным компьютером или смартфоном, работодателю нужно быть еще аккуратнее, выбирая инструменты контроля. 

Мой начальник — робот

Безусловно, автоматические системы контроля нарушают неприкосновенность частной жизни. Кроме того, они сводят человека к функции: кто быстрее выполнил задачу и меньше отвлекался, тот и молодец. Возникают вопросы:

  • Что считать эффективностью сотрудника?
  • Как определить, эффективен сотрудник или нет и что делать с «неэффективными»?
  • Работоспособность человека зависит от многих факторов — от самочувствия до семейной ситуации, в стрессе люди хуже работают и чаще отвлекаются. Что принять за эталон производительности на основании подобного контроля?
  • Может ли сотрудник покинуть рабочее место на пять минут? А на десять? И насколько частыми могут быть подобные перерывы?
  • Как автоматический контроль может повлиять на нормативы и сроки?

Непрерывная эффективность — свойство машин. Люди устроены иначе: порой им необходима чашка кофе, перекур или поход в ближайший магазин за пирожным. Да-да, прямо во время рабочего дня! При желании это можно квалифицировать как «отсутствие сотрудника на рабочем месте» и использовать как один из аргументов при увольнении. В организациях, где важно отсидеть за компьютером определенное количество человеко-часов, сотрудники находят способы уходить от слежки.

Способы обмануть программу контроля:
- прикрепить к компьютерной мыши игрушку на батарейках;
- положить на клавиатуру книгу или вставить между клавишами монету;
- открыть посторонний сайт, в а уголке экрана поместить маленькое окно с рабочей программой: Word, Excel, 1С и т.п.;
- использовать программы, имитирующие действия пользователя. 
Эти уловки срабатывают не со всеми программами, продвинутые системы заметят, что в открытых окнах ничего не происходило.

Работа в принудительном автоматическом режиме может привести к переутомлению. Но самое неприятное начинается, когда данные систем контроля становятся основой для управленческих решений. Дело в том, что алгоритмы, управляющие людьми, делают работу их более напряженной, изнурительной и опасной. Например, приложение, которое должно было облегчить работу горничных в отеле, не только сообщает, какой номер убирать, но и отслеживают скорость уборки. 

«Роботы уже здесь! — пишет портал The Verge, — мы ждали, что они появятся в виде такси-беспилотников, а они прибыли в форме надсмотрщиков». Алгоритмы подгоняют разработчиков программного обеспечения, фиксируют клики и прокрутки и снижают заработную плату, если сотрудники работают слишком медленно, прослушивают операторов колл-центра, подсказывая им слова и добиваются максимальной загрузки.


О проблемах, которые несет автоматизация, The Verge рассказал на примере сотрудников компании Amazon. На складе компании каждый работник конвейера должен за час обработать определенное количество предметов. С одного склада Amazon за год увольняют до 300 человек, которые не выполнили норму. Но, возможно, в этом случае увольнение для работника — не худший вариант. Автоматически задаваемый темп «встраивает» людей в работу конвейера, но организм не создан для таких нагрузок. The Verge рассказывает об одном из складских работников Amazon в США, которого подобный ежедневный десятичасовой марафон привел к инвалидности.

Проблемы, с которыми столкнулись сотрудники склада Amazon, и усиление контроля со стороны работодателей во время пандемии — этапы одного и того же процесса. Технический прогресс бросил человечеству новые вызовы, которые после отмены карантина уже не исчезнут. Внедрение автоматизации и роботизации идет полным ходом, причем вовсе не так, как ожидалось: роботы заменяют управленческий персонал, а люди оказываются на положении бесправных исполнителей. Поэтому сейчас самое время задуматься об этических вопросах, чтобы не оказаться рабами машин.

Одними из первых воздействие алгоритмов ощутили водители Uber. Их раздражает постоянное наблюдение: приложение отслеживает не только местоположение и скорость такси, но и частоту, с которой его водитель принимает запросы клиентов. Если действия водителя расходятся с инструкциями приложения, платформа может их оштрафовать и даже заблокировать. Водители чувствуют, что приложение многое о них знает, но при этом они часто не понимают, как оно работает и на основании чего принимает решения.

Специалист в сфере автоматизации и производства Бастиан Хуан из Сан-Франциско считает, что управление сотрудниками с помощью алгоритмов — первый шаг к порабощению человечества машинами. По словам эксперта, новые формы взаимодействия человека с алгоритмами несовершенны: механическим начальникам не хватает эмпатии, а людям — понимания принципов работы алгоритмов. Прежде чем двигаться дальше, человечеству нужно дать общие ответы на важные этические вопросы, а не отдавать эту сферу на откуп корпорациям.

Эффективность без роботов: менеджмент удаленки

Давайте отвлечемся от картин рабства на цифровых плантациях и поговорим о способах повышения эффективности сотрудников. Уже понятно, что при переходе на удаленную работу не действует старый подход: «поставил задачу и жду выполнения». Что же делать? Становится важным эффективное управление не только процессами, но и людьми, самое время стать настоящим лидером команды.

Центр подготовки руководителей цифровой трансформации создал методические рекомендации, которые облегчают процесс перехода на удаленную работу. В разделе «Перемены: вызовы адаптация и развитие», написанном Марианной Крель, говорится об изменениях, которые приносит домашний офис в нашу жизнь и способах снижения стресса:


«Тем, кто много лет работал в офисе, сложно перейти в режим самоорганизации. Необходимость переключаться между режимами «дом» и «офис» снижает производительность и увеличивает стресс. Сложности могут возникнуть уже при организации рабочего места. Будьте готовы уделить этому особое внимание: составьте список того, что вам нужно для работы. Если вы человек семейный, составляя рабочий график, оставляйте в нем паузы, например для того, чтобы покормить детей.

Психолог Элизабет Кюблер-Росс описала, как человек принимает известие о тяжелой болезни. Позже выяснилось, что классический цикл: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие, подходит к любым серьезным изменениям. Сейчас, когда перемены валятся каскадом, задача руководителя — помочь сотрудникам пройти путь от отрицания до принятия. У кого-то это займет несколько минут или часов, а кто-то может надолго застрять на одной из стадий. После этапа принятия следуют попытки справиться с новым вызовом и успех».

Вполне возможно, что кто-то из прежде незаметных сотрудников дома покажет сверхпродуктивность, а офисный лидер внезапно окажется неспособен организовать себя в новых условиях. Тем, кто успешно работает автономно, можно дать карт-бланш и спрашивать с них только результат, без контроля сроков. Тем, кто менее самостоятелен, имеет смысл давать небольшие конкретные задачи, деля этапы на части и направлять по ходу.

Есть люди, которые, не видя коллег, почувствовали себя заброшенными, другие, наоборот, более свободными. Точно так же одним необходима четкая грань между работой и отдыхом, а другие готовы трудиться круглосуточно. Руководителю последнее кажется плюсом, но, работая из дома, такой сотрудник может «сгореть» за неделю. Кому-то удобнее работать «от звонка до звонка», другие предпочитают несколько «подходов к снаряду» в течение дня. Одним удобнее встать в шесть утра, другие становятся активнее к ночи. Если особенности сотрудника не мешают процессу, пусть работает в своем темпе!
При переходе сотрудников из офиса на удаленную работу нагрузка на менеджеров значительно возрастает, но есть и плюсы. По данным исследования, проведенного международной аналитический компанией Gallup, производительность сотрудников на удаленной работе увеличивается, как если бы рабочая неделя стала длиннее на один день. 

Есть люди, которые много лет эффективно работают вместе, хотя находятся в разных городах и даже странах. Как им это удается? Грег Мерсер, создатель платформы Jungle Scout для продаж на Amazon, руководит такой командой уже много лет. Вот что он советует новичкам:
- Установите четкие сроки и отметьте ключевые этапы.
- Назначьте конец дня и придерживайтесь его, поощряйте перерывы.
- Не увлекайтесь новостями, но поинтересуйтесь самочувствием и настроением коллег.

В конечном итоге, переход на дистанционную работу — это хороший способ обратить внимание на постановку задач, получение обратной связи, свои лидерские навыки и в целом на культуру организации.

Жизнь без офиса 

Люди, предпочитающие работать удаленно, за пределами офиса, появились задолго до пандемии. Джейсон Фрайд и Дэвид Хайнемайер Хенссон начали писать свою книгу «Remote: офис не обязателен» в 2013 году. Они утверждают, что офис — не самое лучшее место, из дома или коворкинга можно работать гораздо эффективнее.

Плюсы удаленной работы: 
- Не нужно тратить время на дорогу,
- Удаленная работа учит ценить живое общение с коллегами.
- Можно работать не с 9 до 18, а по гибкому графику.

Главное — выстроить распорядок дня, организовать коллективный доступ к документам и ресурсам, наладить коммуникации, позаботился о безопасности и обязательно выделить время для общения с близкими. Одной из серьезных опасностей является выгорание. Чтобы этого не произошло, имеет смысл найти свой темп и определить рамки, в которых происходит рабочий процесс.

Если удаленная работа настолько хороша, почему ее не использовали раньше? Не было нужных технологий!

Технологии, которые помогут дистанционной команде
- Таск-менеджеры (менеджеры задач), например, Trello, помогут «разделить слона на части» и «съесть по кусочкам», обеспечив прозрачность рабочих процессов, возможность фиксации результатов и сроков.
- На «досках» проектов видны исполнители, приоритеты и этап работы: при проектной работе это очень удобно.
- Документы в Google Docs и отдельный чат по каждому проекту обеспечат круглосуточный доступ и возможность контроля.

«Мир без офиса — это не будущее, это настоящее, — утверждают авторы книги, — и у вас есть возможность жить именно так». Мы уверены, что появится немало команд, которые с удовольствием будут работать удаленно и дальше и смогут по-настоящему оценить плюсы и перспективы этого формата.