#CDTOteam

Иван Головченко: «Один мотивированный слушатель вкладывается в цифровую трансформацию своего структурного подразделения, ведомства или региона больше, чем десять незамотивированных»

Как изменилась система отбора слушателей на программы обучения в 2021 году?


Подробности в интервью руководителя направления внешних связей Ивана Головченко для проекта #CDTOteam.


— Иван, расскажите, чем занимается ваша команда?
— Направление внешних связей  — это точка входа для тысяч слушателей, которые проходят отбор на обучение по программам Центра. По сути, мы работаем на стыке маркетинга, GR и блока по работе с ключевыми партнерами. 

Как и образовательный маркетинг, мы привлекаем внимание к программам Центра руководителей федеральных и региональных ведомств, которые направляют государственных служащих на обучение. Недостаточно просто разработать отличный продукт, важно выявить потребности аудитории, чтобы обучение в Центре имело максимальный эффект для органов госуправления, и донести практические преимущества сотрудничества с нашей командой.

Далее мы ведем переговоры об отборе слушателей в рамках квот, определенных для каждого региона федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики». Планируется, что в 2021 году возможность пройти обучение  получат 12 620 человек. При этом 9465 слушателей, или 75% набора, закреплены за всеми 85 субъектами РФ. 

Квота для каждого региона рассчитывается исходя из общей численности государственных и муниципальных служащих, и означает количество слушателей, которые должны пройти отбор на программу и приступить к обучению. Но отбор на наши программы проходят не все, поэтому направить на обучение каждый регион может большее количество специалистов.

Поэтому мы выстраиваем отношения с руководителями регионов и ведомств, создаем прозрачную систему отбора и помогаем партнерам выполнить необходимые показатели по подготовке кадров. В результате формируются команды по цифровой трансформации на федеральном и региональном уровне, связанные общими целями и пониманием, как ускорить цифровую трансформацию в России.

— Как будет организована система отбора на программы в 2021 году?
— В 2021 году мы ориентируемся на мотивированных и наиболее подготовленных специалистов ведомств и регионов, «заряженных» на изучение ИТ-технологий, современных подходов к разработке и реализации цифровых проектов. Кроме технических навыков, важны и личностные компетенции: гибкость, эмоциональный интеллект, ориентированность на клиента.

Один мотивированный слушатель вкладывается в цифровую трансформацию своего структурного подразделения, ведомства, региона или ФОИВ больше, чем 10 незамотивированных. 

Наше направление вместе с командами образовательных программ разработало общий лендинг Цифровая трансформация государственного управления (ranepa.ru) с подробным описанием курса для всех категорий слушателей. Надеюсь, такой формат поможет организаторам обучения от ведомств и регионов более четко определить специфику каждой программы, каких сотрудников необходимо направить на обучение в этом году.

Для каждой программы будет организован отдельный отбор. Подробную информацию о том, каких сотрудников и в какие сроки необходимо направить на обучение, мы уже сообщили администрациям регионов и ведомств. Они могут заранее проанализировать, кто из сотрудников отвечает всем критериям, для кого обучение будет наиболее полезным с точки зрения профессионального развития.

— По каким критериям происходит отбор мотивированных слушателей? 
— Программы Центра, в зависимости от распределения ролей в команде цифровой трансформации, ориентированы на разную целевую аудиторию. Например, программа профессиональной переподготовки «Руководитель цифровой трансформации» (продолжительность обучения 500 часов) разработана для заместителей федеральных министров и глав ведомств. Как руководители подразделений по цифровой трансформации они сталкиваются с задачами по разработке «дорожных карт» для целых отраслей, по формированию команд, проектных офисов на федеральном и региональном уровнях. Чтобы отобрать действительно мотивированных людей, которые будут соответствовать необходимому профилю компетенций, мы устанавливаем критерии для кандидатов для каждой программы.

Чтобы пройти отбор на программу «Реализация проектов цифровой трансформации», руководителям региональных ведомств необходимо пройти оценку компетенций в области цифровой трансформации и представить идею отраслевого проекта цифровой трансформации.

Чем выше мотивация, тем лучше эффект образования в Центре и качество подготовки госслужащих, которые задают вектор развития на федеральном уровне или реализуют цифровые проекты на местах. Например, выпускники программы «Цифровая трансформация и цифровая экономика» для государственных и муниципальных слушателей 2020 года отметили, что общий контекст развития цифровой экономики и текущие задачи по цифровой трансформации на местах стали для них более понятными и актуальными.

— Кто направляет сотрудников на обучение? 
— Зависит от конкретного случая. В некоторых регионах списки кандидатов на обучение формируют подразделения администрации губернатора или правительства, ответственные за повышение квалификации. В других  субъектах РФ есть ведомства, курирующие цифровую трансформацию государственного управления, формирующие команду под конкретные цели и задачи. Мы взаимодействуем со всеми. 

Процесс отбора госслужащих становится проще, когда обучение кадров для цифровой экономики внесено в повестку региона или ведомства. Если есть запрос на формирование компетентной команды, создан пул сотрудников с высоким потенциалом развития, то обучение приносит результаты и слушателям, и их руководителям.

— Какие регионы или ведомства наиболее заинтересованы в подготовке кадров для цифровой трансформации? 
— Мы сотрудничаем с руководителями всех регионов России и с большинством федеральных ведомств. Для нас важна организованность и готовность ведомств к взаимодействию с Центром, а также мотивация команд к обучению.

Со многими регионами выстроены долгосрочные отношения, среди самых активных могу назвать Волгоградскую, Ульяновскую, Белгородскую области. Но это далеко не полный список.

Мы делаем ставку не просто на обучение определенного количества слушателей от каждого региона или ведомства. Интересно формировать проектные офисы и полноценные команды цифровой трансформации в регионах и федеральных органах власти. 

Например, в 2020 году вместе с Минздравом России, Минстроем, Минобрнауки, Минтрансом, ФТС, Казначейством РФ, Роспотребнадзором, Росстандартом, Росстатом и кадровыми службами федеральных ведомств мы провели десять отраслевых потоков для программы «Реализация проектов цифровой трансформации». 

Во время обучения нам удалось объединить сотрудников ведомств разных уровней в работе над цифровыми решениями для целой отрасли. Например, только по итогам потока Минздрава России 98 сотрудников из 25 регионов разработали семь проектов для здравоохранения.

— С какой целью введена декомпозиция слушателей по регионам?
— С 2021 года федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» перешел в ведение Минцифры, поэтому мы определили квоту для каждого региона. Такой подход позволит не только обучать регионы, которые наиболее активно направляют к нам слушателей и являются драйверами цифрового развития, но и поднять уровень цифровых компетенций в регионах с низкой долей подготовленных госслужащих.

За два года работы Центра мы охватили 85 регионов, а введение квот, или декомпозиция, поможет наращивать цифровые компетенции госслужащих в регионах более равномерно.

Кроме того, мы планируем обучение по отраслям. Уже определили сферы, приоритетные для цифровой трансформации в государственном управлении, например здравоохранение, образование, транспорт, сельское хозяйство. На 14 потоков программы «Реализация проектов цифровой трансформации» будем приглашать, в первую очередь, РЦТ региональных ведомств из этих отраслей.

— Изменился ли показатель по обучению слушателей до 2024 года в результате декомпозиции? 
— Да, эта цифра изменилась в связи с пересмотром бюджета федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Поэтому мы ориентируемся на новый показатель: с 2019 по 2024 год отбор на обучение в Центре пройдет более 70 000 человек. В 2019–2020 годах мы уже обучили более 20 000 слушателей, поэтому новая цель — около 50 000 госслужащих за оставшиеся четыре года.

— Доля мотивированных сотрудников, или HiPo, как их называют в бизнесе, всегда невелика. Как вы учитываете этот фактор, когда определяете цифру набора на обучение?
— Не стоит забывать о ротации кадров. Наши выпускники могут получить повышение в должности, и на их место придут новые люди, которым также нужны знания и навыки в сфере цифровой трансформации. Поэтому всегда есть пул кандидатов на обучение. Кроме того, число государственных и муниципальных служащих в России превышает два миллиона человек, поэтому фронт работы большой. В общем объеме наш показатель в 70 000 слушателей уже не кажется таким значительным. Но в результате мы обучаем тот самый «цифровой спецназ», который работает на острие цифровой трансформации государственного управления в России.