Материалы

EdTech в России: сможет ли онлайн-обучение встроиться в систему традиционного образования

Директор Центра Ксения Ткачева приняла участие в дискуссии о ключевых тенденциях развития EdTech в России. Конференция состоялась 2 июля в Аналитическом центре при Правительстве РФ.

Ситуация с пандемией способствовала росту спроса на EdTech-продукты по всему миру, а переход на удаленный формат обучения стал толчком для развития отрасли. В августе 2020 года аналитическая компания HolonIQ обновила прогноз мирового рынка EdTech: объем рынка достигнет 404 млрд долл. к 2025 году, а среднегодовой темп прироста составит 16,3%. Российский рынок EdTech также вырос на 25–50% в 2020 году. Однако сохранится ли заинтересованность со стороны образовательных учреждений во внедрении EdTech-практик после пандемии? Сможет ли EdTech стать частью государственной системы образования? Эти и другие вопросы во время конференции Аналитического центра при Правительстве РФ (АЦ) обсудили проректор Университета Иннополис Искандер Бариев, директор института дополнительного образования Университета Иннополис Мария Образцова, руководитель проекта «Искусственный интеллект» Университета 20.35 Надежда Сурова, член совета Фонда развития цифровой экономики Максим Черешнев, сооснователь образовательной онлайн-платформы «Учи.ру» Иван Коломоец, управляющий партнер компании Skyeng Александр Ларьяновский, директор по работе с госорганами «Нетология-групп» Валентина Курникова, генеральный директор «Школы беспилотной авиации» Денис Кириков и директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации Ксения Ткачева. Дискуссию модерировали эксперты АЦ Валерия Сырцева и Маргарита Мурашко.

Рост успеха EdTech-компаний во время пандемии отчасти связан с тем, что они используют передовые технологии в образовании: обучающих роботов, блокчейн, ИИ, геймификацию. Об этом заявила эксперт АЦ Валерия Сырцева

«Однако существуют опасения, что взрывной рост в 2020 году был обусловлен только эффектом „низкой базы“ и пандемией COVID-19. А в будущем это может привести к значительному замедлению темпов роста отечественного EdTech-рынка, который столкнется с рядом барьеров», — добавила эксперт АЦ Маргарита Мурашко. По ее мнению, к барьерам относятся недостаток развития инфраструктуры и недостаточный уровень цифровой грамотности преподавателей. 

Директор Центра подготовки CDTO Ксения Ткачева рассказала об изменениях в образовательной среде, к которым следует адаптироваться вузам. По ее мнению, изменился статус университетов. Диплом перестал быть билетом в жизнь, сегодня возможен профессиональный и социальный успех без диплома — образование стало более доступным. 

Общая тенденция цифровизации также меняет рынок образовательных услуг — внедряются новые технологии. Однако вузы по-прежнему используют старые приемы и не готовы использовать инструменты бизнеса, внедрять новый подход к оценке компетенций. Кроме того, отсутствует связь с рынком труда. «Большой потенциал для изменения и развития университетов — сотрудничество с EdTech-проектами. Вузам нужно более активно взаимодействовать с работодателями. Стажировка студентов должна быть реальным тестом, проверкой навыков и знаний. Также это будет большой фидбэк и для образовательной программы», — предложила решение Ксения Ткачева.

Вузам необходимо работать над изменениями в двух направлениях, по словам директора Центра подготовки CDTO. Создавать гринфилды, пробовать тестовые форматы в университетах. Также нужно больше взаимодействовать с рынком: увеличивать количество совместных проектов с успешными образовательными программами и проектами на рынке, брать у них лучшие практики и интегрировать их.

Участники круглого стола отметили, что в будущем не будет деления на традиционное и онлайн-образование, все сольется в единую систему. «Трансформация рынка образования сейчас происходит так: мастодонты, которым десятки лет, двигаются в сторону цифровизации, а молодые и амбициозные EdTech-компании двигаются в сторону академического образования. Буквально через десять лет мы с вами будем видеть разные бренды, разные политики, разные подходы, но с точки зрения продукта это будет одно и то же», — рассказал управляющий партнер и директор по развитию бизнеса компании Skyeng Александр Ларьяновский. По его словам, современный EdTech — это данные и алгоритмы, задача которых — сделать образовательный продукт более качественным. 

Эксперты добавили, что успех EdTech-рынка как полноценного участника классического образования во многом зависит от того, как отрасль сможет преодолеть существующие препятствия. Ситуация с вынужденным обучением в дистанционном формате может стать тем стимулом, которого не хватало обеим сторонам, EdTech-компаниям и традиционному образованию, для эффективного сотрудничества.
Новости