#CDTOteam

Валерий Згонников: «Наша онлайн-программа – это курс по ликвидации цифровой безграмотности для госслужащих»

В августе в Центре подготовки CDTO стартовала обновленная онлайн-программа «Основы цифровой трансформации в государственном и муниципальном управлении». К концу года обучение по ней пройдут более 4500 госслужащих. Особенности курса и работы со слушателями мы обсудили с руководителем программы Валерием Згонниковым.


— Какая основная задача вашей программы?
— Программа «Основы цифровой трансформации в государственном и муниципальном управлении» — самая массовая в образовательном портфеле Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС. Она проходит в онлайн-режиме и рассчитана на максимально широкую аудиторию. В каком-то смысле можно сказать, что эта программа знакомит госслужащих с основами цифровой грамотности. Во время обучения мы формируем у слушателей представление о цифровой экономике и трансформации, проектном управлении, дизайн-мышлении. В курсе есть обзоры технологий цифровой экономики: суперсервисы и моносервисы, цифровые двойники, сквозные технологии (блокчейн, виртуальная и дополненная реальность, 5G, интернет вещей и др.). А в последнем из шести модулей — введение в IT-инфраструктуру. Мы понимаем, что тема требует определенных технических знаний, поэтому стараемся максимально доступно рассказать о подходах к организации информационной инфраструктуры, сетях передачи данных и системах их хранения.

После прохождения нашего курса выпускники  будут говорить на одном языке с теми, кто занимается внедрением  цифровые решения на рабочих местах. А еще наши выпускники перестают бояться «цифры», начинают видеть пользу для своей работы в новых технологиях, о которых мы рассказываем.

 — Как проходит обучение?
 — Программа изначально разработана для освоения в онлайн-режиме. Она состоит из шести модулей, по результатам которых проводится промежуточное тестирование. Это позволяет слушателям постепенно осваивать материал и закреплять его. Программа рассчитана на 20 академических часов, на прохождение отведено 30 дней. Разумеется, фактически ее можно пройти и быстрее, все зависит от стартового уровня знаний слушателя, его мотивации и времени, которое он готов уделять обучению.

Для почти половины наших слушателей наш курс — это первое в их жизни повышение квалификации, то есть они впервые после выпуска из вуза возвращаются за учебную парту. А для абсолютного большинства виртуальная учебная парта — первый опыт дистанционного обучения. Это накладывает на нас дополнительную ответственность: наш курс — не только введение в цифровую трансформацию, но и приобщение к онлайн-образованию. Проектируя курс, мы уделяли большое внимание тому, чтобы программа отвечала всем современным требованиям к онлайн-программе: она строго структурирована, материал дается на понятном слушателям уровне, встроены элементы игровой деятельности, проработаны механизмы текущего и итогового контроля усвоения знаний.

— Валерий, расскажите про вашу команду. Кто авторы программы?
— Создание программы — многоуровневый процесс. Непосредственно учебный материал готовят эксперты и практики в области цифровой трансформации. В зависимости от темы и глубины погружения это могут быть эксперты нашего Центра или приглашенные специалисты. Например, некоторые материалы для нас разработали заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Олег Качанов, заместитель министра спорта РФ и экс-директор директор направления «Кадры и образование» АНО «Цифровая экономика» Андрей Сельский, эксперты из Сбербанка и «Ростелекома».

Перевод учебного материала в онлайн-формат осуществляет моя команда. Нас пять человек, и я горжусь профессиональным уровнем своих коллег: у каждого за спиной огромный опыт создания и поддержки онлайн-программ.

Весной 2020 года Центр CDTO разработал модель компетенций команды цифровой трансформации, которая стала формализованным ориентиром не только при отборе кадров, которые займутся решением задач цифровой трансформации, но и при подготовке таких специалистов. Это в большой степени повлияло на необходимость пересмотреть онлайн-программу Центра. Только благодаря команде удалось выполнить задачу в те сроки, которые были на это отведены и на таком высоком уровне.

— Получается слишком идеальная картина! Неужели при реализации программы вы и ваши слушатели не сталкивались со сложностями?
— Курс «Основы цифровой трансформации в государственном и муниципальном направлении» в обновленном формате стартовал лишь два месяца назад, у нас был только один выпуск. Сейчас мы собираем обратную связь от слушателей, чтобы сделать окончательные выводы о том, с какими проблемами сталкиваются слушатели.

Тем не менее уже очевидны некоторые проблемы. В первую очередь для большинства слушателей наша программа — первый опыт онлайн-образования. Многие впервые самостоятельно выбирают темп освоения образовательного материала, определяют время для занятий и мотивируют себя учиться. Справедливости ради стоит отметить, что это глобальная проблема, характерная для всех площадок онлайн-образования. Я видел данные исследований: лишь 19% начавших курс на Coursera проходят его полностью. В свете этих цифр наши результаты кажутся впечатляющими: работая с первым потоком, мы недосчитались лишь 22% зачисленных слушателей, а 78% успешно сдали итоговое тестирование.

— Кстати, уверен, что вы и ваша команда перед запуском программы проходили тесты. Признайтесь, вы лично получили максимальный балл? Были вопросы, которые вызвали затруднения?
— По образованию я математик и долгое время работал data-scientist в консалтинговых компаниях, поэтому могу считать себя «своим» в мире «цифры». Тем не менее надо развенчивать миф о том, что цифровая трансформация только для гиков и технарей! В нашем курсе мы показываем, что цифровая трансформация — не просто оцифровка аналоговых процессов в органах управления, а изменения этих процессов, и тут как раз математик зачастую менее компетентен, чем тот, кто изучал социальные и гуманитарные науки. В нашем курсе есть материалы по клиентоцентричности, дизайн-мышлению, управлению проектами и многому из того, чему я не учился в университете. В общем, я доволен своим результатом — 24 из 30 баллов на итоговом тестировании нашей программы.

— Вы руководите одной из самых массовых образовательных программ по цифровой трансформации в нашей стране. Остается ли у вас время на собственное образование?
— Тому, чем я сейчас занимаюсь, не учат ни в одном вузе. Я должен хорошо разбираться в цифровой экономике, последних трендах развития онлайн-образования, уметь управлять проектами и своей командой. Разумеется, не все мои профессиональные компетенции одинаково высоки, поэтому я постоянно ищу материалы — будь то образовательные курсы, отдельные видеолекции или публикации — по всем этим отраслям знаний. Занимаясь проектами на стыке различных наук, я понимаю, что необходимо постоянно актуализировать свои знания.

Я предпочитаю самостоятельно собирать «свои курсы»: подписываюсь на отдельных авторов, смотрю серии лекций на YouTube, обращаюсь к Coursera или Open edX, когда нужны системные знания в какой-либо сфере.

 — Вы так много занимаетесь информационными технологиями. Как отдыхаете от «цифры»?
 — Сегодня «цифра» настолько вплетена в нашу жизнь, что ее можно назвать пятым элементом: с утра по навигатору прокладываем маршрут, вечером, придя с работы, мы садимся перед «умным» телевизором, заказываем себе ужин по интернету. Мне кажется, что устать от технологий и «цифры» нельзя, устать можно от работы, но для этого придумали спорт! Когда мозг перегружен, то выручают бассейн и бег.