Материалы

Ксения Ткачева: о компетенциях в цифровой экономике

Для цифровой экономики, к которой мы стремимся, требуются кадры с уникальными компетенциями, способные принимать быстрые, этичные и обоснованные решения, повышающие эффективность рабочих процессов.

О том, какими навыками должны обладать такие специалисты и какие проблемы стоят на пути их обучения, «Российской газете» рассказала директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Ксения Ткачева.

Ксения Андреевна, чем отличаются кадры для цифровой экономики от кадров для экономики прежней?

Ксения Ткачева: В цифровой экономике скорость развития технологий и изменения внешней среды гораздо выше, чем в обычной экономике. Наряду с профессиональными навыками в сфере цифровой трансформации на первый план выходят soft skills, или гибкие навыки, которые помогают быстро обучаться, легко адаптироваться к внешним вызовам.

Потребность в кадрах для цифровой экономики заставляет по-новому оценивать подготовку специалистов в вузах. Если раньше образовательные программы с небольшими корректировками преподавали десятилетиями, то сейчас стоит их пересматривать как минимум ежегодно. Для этого необходимо изучать, как меняются требования, какие новые технологии и методики появляются в образовании, собирать обратную связь от студентов. Мы используем датацентричный подход: собираем и анализируем данные, в том числе о результатах обучения, и на их основе постоянно обновляем содержание наших программ.

Однако образовательные учреждения сталкиваются с устаревшими государственными стандартами, согласно которым программы регулярно обновлять сложно. Мы ожидаем, что Министерство науки и высшего образования РФ учтет изменения внешней среды и позволит образовательным учреждениям корректировать программы в процессе обучения, как того требует реальность.

Какой должна быть идеальная модель взаимодействия вузов и минобрнауки?

Ксения Ткачева: Одна из проблем российских вузов - подготовка невостребованных на рынке труда специалистов, переподготовкой которых занимаются уже работодатели. Основные причины - это медленное обновление стандартов подготовки кадров, зарегулированность деятельности вузов со стороны профильных министерств и проверяющих органов. Поэтому образовательным учреждениям приходится уделять больше внимания подготовке необходимых документов в ущерб работе с содержанием программ и развитию востребованных компетенций.

Образовательным учреждениям приходится уделять больше внимания подготовке необходимых документов в ущерб работе с содержанием программ и развитию востребованных компетенций.

Чтобы изменить ситуацию, нужно снижать регуляторное давление на университеты и переходить к управлению образовательным процессом на основе данных. Для этого в марте 2021 года была запущена цифровая трансформация вузов, появилась должность цифрового проректора - CDTO.

Можно ли рассматривать компетенции в сфере цифровой трансформации как универсальный навык - без привязки к отраслям?

Ксения Ткачева: Невозможно подготовить «универсального солдата», специализация очень важна. Если человек имеет отраслевой опыт работы, знаком с нормативными документами, технологическими приоритетами, он изначально обладает конкурентными преимуществами. При этом развитые гибкие навыки, готовность учиться, адаптироваться к изменениям, базовые знания в области цифровой трансформации позволяют людям быстрее осваивать специфику другой отрасли.

Обучение в нашем центре основано на модели компетенций команд цифровой трансформации в системе государственного управления, программы разработаны в соответствии с целями федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». В первую очередь слушатели изучают приоритетные сквозные технологии, управление на основе данных, обеспечение информационной безопасности, разработку цифровых сервисов. Также мы делаем акцент на развитии гибких навыков - эмоционального интеллекта, методов управления командами цифровой трансформации.

Сколько руководителей цифровой трансформации уже прошли обучение? Были ли случаи, когда карьера ваших выпускников резко пошла в гору?

Ксения Ткачева: С 2019 года отбор на обучение по образовательным программам прошли 23 тысячи человек. Карьерные успехи руководителей и специалистов цифровой трансформации - это в первую очередь их личные достижения. А наш центр формирует среду для обучения востребованным цифровым компетенциям и обмена опытом с коллегами.

Среди наших выпускников представители высшего руководства федеральных ведомств: МЧС России, Минспорта, Минэнерго и Минприроды, Росстата, Рослесхоза, Роспатента, Росприроднадзора, Ростехнадзора и других. Мы разработали программы повышения квалификации для руководителей региональных органов власти, которые реализуют отраслевые проекты цифровой трансформации, и для специалистов среднего звена, участвующих в разработке электронных госуслуг и цифровых решений.

Полная версия интервью доступна по ссылке.