#CDTOteam

София Павлова: «С 2018 года я живу и работаю под знаком положительных перемен»

В декабре 2020 года Министр цифрового развития РФ Максут Шадаев высоко оценил работу команды Центра и поблагодарил программного директора Софию Павлову за вклад в цифровую трансформацию госуправления.


Для проекта #CDTOteam мы пообщались с Софией об особенностях курса «Руководитель цифровой трансформации», сообществе выпускников, жизни и работе под знаком перемен.


— София, расскажите, чем отличается программа «Руководитель цифровой трансформации» от других программ Центра?
— Каждая образовательная программа Центра разрабатывается для определенной целевой аудитории: служащих среднего звена, руководителей региональных ведомств и команд по цифровой трансформации, госслужащих высшего звена. Таким образом, Центр готовит кадры для всей вертикали госуправления.

Программа «Руководитель цифровой трансформации» ориентирована на заместителей федеральных министров, руководителей и заместителей федеральных служб и агентств. Каждый год набор составляет не более 50 человек. Образовательная программа включает от семи до восьми модулей. 

Слушатели изучают такие направления, как разработка стратегии цифровой трансформации, дата-аналитика и управление на основе данных, управление изменениями, процессами и продуктами, сквозные цифровые технологии (машинное обучение, big data, искусственный интеллект). На защиту выпускники выносят собственные проекты, разработанные для решения отраслевых задач или межведомственного взаимодействия.

В 2020 году образовательную программу завершили представители высшего руководства МЧС России, Министерства спорта, Росстата, Рослесхоза, Роспатента, Росприроднадзора, Министерства энергетики, Министерства природных ресурсов, Ростехнадзора, Росаккредитации, Министерства экономического развития и других ведомств.

— Как вы разрабатываете программу для слушателей?
— В основе нашей программы лежит индивидуальный подход: мы учитываем приоритеты государства в сфере цифровой экономики и задачи, стоящие перед руководителем цифровой трансформации. Курс ежегодно обновляется с учетом практических интересов слушателей и дальнейшей интеграции полученных знаний в повседневные задачи. В 2021 году сделаем бо́льший акцент на сферы и возможности применения технологии искусственного интеллекта, подготовку и реализацию стратегий цифровой трансформации, клиентоориентированность решений.

Программа разрабатывается при участии экспертов из компаний «Яндекс», Sever.AI, Huawei, IDC, «Экопси Консалтинг», «Марк Аврелий», экосистемы «Сбер» и других. Партнеры усиливают курс с технической и практической точки зрения, помогают слушателям развивать «мягкие навыки»: эмоциональный интеллект, опыт управления персоналом, ведения переговоров.

Коллеги открыты для общения: всегда готовы проанализировать ошибки и недочеты цифрового проекта, подсказать оптимальный способ решения задачи.

— Как изменилась подготовка цифровых проектов в 2020 году? 
— Пандемия не сказалась на приоритетах ведомств: мы сохранили все проекты, заявленные на старте обучения. Но коронакризис более четко поставил вопрос о скорости цифровой трансформации и взаимодействии ведомств. Мы рады, что некоторые слушатели в дополнение к групповым межотраслевым проектам разработали и собственные инициативы. 

Например, совместный проект МЧС России, Росприроднадзора и Минприроды России «Единый портал госинформирования, в том числе о результатах мониторинга окружающей среды». Новая платформа позволит оперативно и достоверно информировать граждан, государство и бизнес о состоянии окружающей среды, фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах в формате одного окна. 

В ноябре на защиту вышли 14 цифровых проектов. На мой взгляд, это хороший пример практического применения знаний: слушатели используют приобретенные компетенции для работы над учебными проектами и решают дополнительные задачи в своих ведомствах.

— Как вы адаптировали программу к онлайн-формату в марте 2020 года? 
— Режим самоизоляции стал форс-мажором для многих образовательных организаций. Но за 12 дней мы смогли «бесшовно» перейти из очного формата в онлайн. При этом первую часть обучения провели в более активном темпе, чем планировали, а затем пришлось перевести в дистанционный формат и проектную часть. 

На практике онлайн-обучение помогает гибко планировать рабочий график, но снижает вовлеченность участников. Ведь всегда есть неотложные рабочие вопросы (смеется). В очном обучении больше личного и межведомственного взаимодействия, формируются те самые неформальные связи, которые помогают намного быстрее наладить дальнейшее сотрудничество.

Поэтому мы столкнулись с непростой, но интересной задачей. Как сплотить разные ведомства для удаленной проработки проектов? Как сохранить эффект личного присутствия в онлайн-формате? 

У нас не было времени тестировать гипотезы, поэтому мы запустили обновленный формат и проверяли подход в процессе. Синхронизировали работу с разными онлайн-сервисами и инструментами, точечно проработали этапы проектов с закреплением ролей каждого участника. 

Мы организовали работу с групповыми проектами в два потока, поэтому наша команда постоянно переключалась между задачами. В итоге справились, а главное, получили полезный опыт, который используем для программы 2021 года.

— Получилось ли у вас сформировать сообщество выпускников?
— Мы попробовали несколько форматов, которые помогают наладить взаимодействие между выпускниками и слушателями.

Весной и летом 2020 года провели две встречи слушателей потока-2020 с выпускниками прошлого года. Участники отметили, что опыт разработки проектов применим даже с учетом специфики отдельных ведомств.

Как и другие команды Центра, мы формируем сообщество выпускников. Несмотря на все ограничения самоизоляции, нам удалось собрать на одной площадке участников потоков 2019 и 2020 года из Минприроды России, ФАС, Росстандарта, Министерства энергетики, Минэкономразвития, Фонда социального страхования, Роструда, Ростехнадзора, Росстандарта и других ведомств.

Каждый такой проект помогает обмениваться опытом, оставаться на связи с коллегами из других ведомств. После подобных мероприятий госслужащие говорят, что хотели бы продолжить образование в Центре. Поэтому в следующем году мы будем развивать сообщество выпускников нашей программы.

— София, как вы присоединились к команде Центра?
— В 2018 году завершился один из моих проектов для правительства Москвы. Наша команда занималась поиском инновационных решений в сфере культуры, образования, привлекала молодые команды для развития современной городской инфраструктуры. Затем я участвовала в подготовке Российского инвестиционного форума в Сочи. Тогда мне показалось интересным продолжить работу в сфере, связанной с государственным управлением.

Однажды я увидела пост в социальных сетях о вакансии в Центре,  затем он снова появился в ленте. Так и поняла, что это знак.

В первый же рабочий день я выяснила, что всего через полторы недели  начинается второй модуль программы. Времени было очень мало, но коллеги и эксперты помогли сформировать контент и погрузиться в специфику курса.  

— Что изменилось в вашей работе за два года сотрудничества с Центром?
— С 2018 года я живу и работаю под знаком положительных перемен. Мы корректировали программы, переходили из очного формата в онлайн, но самое главное, сохранили заданную планку обучения и практический подход. В этом нам помогают аналитические материалы, которые выпускает Центр: навигатор «Agile-подход в государственном управлении», руководство «Самоизоляция: работаем, руководим, трансформируем». Также используем обзоры кейсов и лучших практик в сфере цифровой экономики. 

По словам наших слушателей, такой подход многих научил мыслить категориями бизнес-процессов и интересами конечных клиентов государства. Один из выпускников 2020 года отметил: «Может показаться, что каждый цифровой проект решает задачи отдельной отрасли. Но мы ориентируемся на путь пользователя, решение конкретных задач гражданина или представителя бизнеса. Поэтому наши инициативы либо расширяют список доступных госуслуг, либо формируют экосистему для более эффективного взаимодействия между ведомствами в интересах каждого человека». 

В этом я вижу основной результат работы нашей команды: мы помогаем внедрить принципы цифровой трансформации в госуправлении, меняем стиль работы слушателей и выпускников, поддерживаем их в реализации проектов, важных для общества.