#CDTOteam

Алла Жукова: «Мы все — граждане России и хотим, чтобы нам было удобно»

На старте первого потока программы «Реализация проектов цифровой трансформации» 2021 года мы записали интервью с Аллой Жуковой, заместителем директора Центра, для проекта #CDTOteam.


Алла, расскажите, как изменилась концепция программы «Реализация проектов цифровой трансформации» в 2021 году?
— В начале этого года мы проанализировали важные события в сфере цифровой трансформации, обновление нормативных документов и вектора работы Правительства России, а также провели серию интервью с потенциальными слушателями. Эта работа помогла нам определить основные акценты программы 2021 года.

В этом году нашей целевой аудиторией стали руководители цифровой трансформации, которых назначают в 85 регионах России с декабря 2020 года. Раньше отбор на программу проходили претенденты разного уровня, поэтому нам было сложнее соответствовать их ожиданиям по структуре и наполнению. Новый курс ориентирован на более узкую аудиторию со схожими профессиональными задачами и интересами. В этом году отбор на программу пройдет всего 1000 госслужащих.

В обновленную концепцию мы внесли блоки по стратегическому планированию, информацию о формировании рейтинга руководителей цифровой трансформации. Эти темы близки слушателям в контексте поручения Президента РФ главам регионов до 1 сентября разработать и утвердить региональные стратегии цифровой трансформации. Я хотела бы подчеркнуть, что в основе нашей программы лежит системный подход к разработке и реализации проектов цифровой трансформации, мы не учим тому, как написать стратегию или повысить рейтинг.

Также мы усилили акцент на клиентоориентированность решений. Слушатели смогут завершить обучение с реальными прототипами и техническими заданиями для разработки сервисов. Результаты опросов показали, что существует сильный и тревожащий людей разрыв ожиданий между заказчиками и ИТ-командами. Госслужащие не всегда понимают, как им выбрать решение, как поставить задачи. Но оптимально, если руководители цифровой трансформации и лидеры проектов на базовом уровне будут иметь представление о сквозных технологиях, возможностях и практике их применения в интересах граждан. Мы обучаем не реализации ИТ-решений, а тому, как правильно поставить ТЗ для разработки клиентоориентированного продукта и посмотреть на них с позиции ИТ-команды и конечных пользователей.

По опыту прошлого года мы увидели, что в регионах разрабатывается много дублирующихся цифровых проектов. Госслужащие постоянно совершают одни и те же ошибки, не всегда оптимально тратят бюджет на эти инициативы. Поэтому в 2021 году мы запускаем 10 отраслевых и 4 межотраслевых потока, чтобы повысить горизонтальный обмен информацией и внести свой вклад в формирование профессионального сообщества цифровой трансформации.

Какие это отрасли? Связаны ли они с национальными целями развития России до 2030 года?
— Мы составили список приоритетных отраслей из ориентиров, которые поставил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Максут Шадаев. Он выделил пять отраслей с высокой социальной значимостью и востребованностью электронных услуг: здравоохранение, образование, городская среда, транспорт и логистика, государственное управление. Мы договариваемся с руководителями цифровой трансформации федеральных ведомств, чтобы привлечь к отбору слушателей из этих отраслей.

— Обучение по отраслям позволит избежать дублирования проектов?
— Каждый слушатель при поступлении на программу представит идею трансформационного проекта. Во время первого модуля мы используем механизм peer-to-peer, когда слушатели оценивают слушателей. Коллеги по курсу прочитают и прокомментируют предложенные проекты. Как минимум они узнают, какие инициативы планируются в соседних регионах. На каждый поток приедет 85 слушателей из 85 регионов, но не каждый из них будет работать над своим проектом. Мы объединим их в группы по 8–10 человек, в итоге получится восемь проектных команд. Поэтому один проект из каждой отрасли будет разрабатываться сразу на 10 регионов. Мы не можем убедить выпускников реализовать все проекты, но точно можем сформировать среду для обмена лучшими практиками и их распространения по всей стране. Для нас это направление в приоритете.

Какие еще прикладные навыки получат слушатели?
— Мы учим тому, что важно принимать решения на основе данных, и демонстрируем этот подход на примере реализованных проектов. Потому что нередко свою роль играют субъективные установки и искажение информации. На деле мы все постоянно принимаем решения на основе данных. Например, когда человек выбирает, поехать на такси или нет, он смотрит, есть ли пробки, а затем ориентируется на стоимость поездки в приложении. Наша задача — показать слушателям, что аналогичный механизм работает и в других ситуациях.

Вы отметили, что РЦТ должны понимать, как создавать клиентоцентричные продукты.
— Вице-премьер Дмитрий Чернышенко регулярно подчеркивает, что масштабные ИТ-проекты на базе искусственного интеллекта или других сквозных технологий должны приносить реальную пользу людям. Поэтому мы во главу угла ставим практическую ценность для граждан, неважно, для какой категории — это и есть принцип клиентоцентричности. К сожалению, довольно часто наши слушатели считают, что клиентоцентричность — это специфическая тема для социологов, что она не имеет никакого отношения к их работе. Наша задача — показать, какую роль в разработке продукта играют анализ и учет потребностей пользователей, и научить конкретным технологиям, методам клиентоориентированного подхода.

Многие государственные служащие понимают, что для разработки серьезных решений важна проектная деятельность, необходим навык бюджетирования и выстраивания процессов. Каждый из нас постоянно оказывается в роли клиента. Но многие забывают, что и граждане — это тоже потребители госуслуг. И важно, чтобы эти услуги или сервисы были доступными, даже если нет альтернатив для решения вопроса. Мы все — граждане России и хотим, чтобы нам было удобно.

По итогам программы слушатели проходят опросы об обучении? Меняется ли их мышление, приходит ли понимание, что такое клиентоцентричность, насколько это важно и нужно?
— Программа пронизана всевозможными тестами и начинается со входного интервью. Нам важно оценить цифровые и управленческие компетенции, чтобы сравнить ситуацию до и после и создать комфортные условия для обучения. Если слушатель не погружен в какую-либо тему, мы всегда поможем разобраться подробнее.

Во время обучения мы развеиваем миф, что сам факт поступления дает возможность по умолчанию получить удостоверение государственного образца. Нам важен результат, важно, чтобы выпускники гордились полученными знаниями, и они имели ценность для их работы, поэтому в программу внесена балльно-рейтинговая система. Слушателям необходимо набрать определенное количество баллов, чтобы получить удостоверение. Например, в 2020 году только 83% слушателей получили удостоверение о завершении программы «Реализация проектов цифровой трансформации». В этом году мы еще раз подняли планку, чтобы привлекать к обучению мотивированных претендентов и чтобы успешное завершение программы стало важным этапом в их карьере. Поэтому, чтобы получить удостоверение, придется вкладывать время и силы в командную работу над проектами.

Алла, пожалуйста, расскажите о вашей команде.
— За два года мне удалось добиться определенной автономности команды, когда коллеги четко понимают свои задачи и могут работать без постоянного контроля с моей стороны. Я считаю это показателем оптимальной структуры. Условно можно разделить нас на пять мини-команд.

Первая команда — это преподаватели-эксперты, которые создают программу, а потом ведут занятия и консультируют наших слушателей, опираясь на свой практический опыт.

Вторая — кураторы команд, которые выполняют роль и трекеров, и модераторов: они помогают командам выстроить работу, достичь своих целей, сопровождают команды от начала до конца.

Важную роль играют тренеры по soft skills, или гибким навыкам. Мы понимаем, что руководитель цифровой трансформации должен обладать этими навыками для управления командами, поэтому проводим серию тренингов по эффективной коммуникации во время обучения.

Еще одна команда — это программисты, которые помогают слушателям довести цифровые проекты до уровня MVP на третьем модуле программы.

И, конечно же, менеджеры продукта и методологи, назову их по именам.
— Анна Гольдина следит за реализацией программы, чтобы она работала как часы.
— София Дрейцер отвечает за содержание и цельность образовательных материалов.
— Важно, чтобы учебные проекты стали реальными прототипами, это направление координирует Андрей Моисеев.
— Екатерина Железова — лицо нашей программы для выпускников, она поддерживает профессиональное сообщество.
— Максим Катков — руководитель лаборатории. В 2021 году по итогам промежуточной аттестации проектов во время третьего модуля будет отобрана одна команда на каждом потоке. Слушатели смогут не только разработать концепцию цифрового сервиса (фронтенд), но и более детально поработать над прототипом в лаборатории, работающей на платформе «ГосТех». Под руководством Максима проекты в этой лаборатории пройдут UX-тестирование и получат описание системных и бизнес-требований. У нас есть команда разработчиков, которые в течение месяца во время третьего модуля будут дорабатывать идею до прототипа (MVP).

Хотела бы отметить огромную поддержку от партнеров из коммерческого и государственного сектора. Они помогают обогатить нашу программу реальными кейсами и примерами реализации цифровых трансформационных проектов. В результате мы максимально приближаем наши учебные материалы к практике цифровой трансформации в России.

— Алла, что посоветуете почитать тем, кто интересуется темой цифровой трансформации?
— Всем нашим слушателям мы рекомендуем ознакомиться с навигаторами и аналитическими материалами, которые выпускает Центр. В этом году как никогда актуальны доклады «Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить», «Клиентоцентричный подход в государственном управлении». В конце марта команда Центра публикует новый доклад по оптимизации бизнес-процессов. Поэтому рекомендую следить за выходом новых материалов и делиться ими с коллегами.

Еще я рекомендую ознакомиться с открытым курсом «Цифровая трансформация. Быстрый старт» на платформе Stepik. Бесплатная программа включает семь блоков с подробной информацией и практикой применения сквозных технологий: искусственного интеллекта, блокчейна, AV/VR, — а также подходами к управлению командами цифровой трансформации, разработке продуктов и MVP.

Алла, чей пример вас вдохновляет?
— Немного личного: в этом году мне исполнилось 33 года, и я заинтересовалась биографией Екатерины II, которая в этом же возрасте взошла на престол. Она спорная фигура, как и любая историческая личность, но ее биография меня воодушевила. Имея не очень многообещающий старт (что личный, что у страны), она смогла подняться на вершины политической карьеры и добиться заметных успехов, по каким параметрам ни измеряй: приросту населения, основанию новых городов, развитию экспорта или экономическому росту в России. При этом ее супруг Петр III изначально сетовал, что предпочел бы управлять другим государством, потому что тут «и люди другие, и инфраструктура слабая, и культура не европейская». У Екатерины, напротив, было просто очень большое желание добиться успеха для России, и она сконцентрировала свое внимание не на том, почему это не получится, а на том, что она хочет, как найти инструменты для достижения своей цели. И я лично ей благодарна, что она не опустила руки и достигла успехов в России.