Материалы

Кадровая политика на государственной службе: трансформация подходов к управлению компетенциями

19 мая 2021 года в Ульяновске состоялась международная научно-практическая конференция «Новые горизонты человеческого капитала. Современные вызовы устойчивого развития». Одной из тем обсуждения стала кадровая политика на государственной службе: трансформация подходов к управлению компетенциями. В дискуссии приняли участие академический директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС и директор АНО «Центр перспективных управленческих решений» Мария Шклярук, руководитель Центра оценки и кадрового развития cdto.work, заместитель директора Центра Наталья Гаркуша, методолог Александр Шубин, декан факультета оценки и развития управленческих кадров ВШГУ РАНХиГС Илья Шебураков, директор Экспертно-аналитического центра государственной и муниципальной службы ВШГУ РАНХиГС Михаил Морозов, ректор Университета Правительства Москвы (МГУУ) Василий Фивейский. Секцию модерировала Наталья Гаркуша.

С приветственным словом выступила Елена Чегунова, заместитель руководителя администрации губернатора Ульяновской области, начальник управления по вопросам государственной службы и кадров государственной службы кадров.

«Прошлый год внес органичные, но сложные изменения в рабочие процессы. Самый большой стресс вызвал переход на дистанционную работу. При ограничениях, которые действуют на госслужбе, это сложно организовать. Поэтому мы должно тонко настроиться на эти изменения и аккуратно использовать кадровый потенциал, не растеряв, а приумножив его», — отметила она. 

Академический директор Центра подготовки CDTO Мария Шклярук рассказала о текущих проблемах и необходимых изменениях в кадровой политике на госслужбе. Спикер представила основные пункты экспертной записки «Кадровая политика на госслужбе: текущие проблемы и необходимые изменения», подготовленной АНО «Центр перспективных управленческих решений», издательской группой «Циркон» и компанией «ЭКОПСИ консалтинг» при участии экспертов Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС. В исследовании систематизированы наиболее распространенные проблемы российской государственной службы, связанные с кадровой политикой и сохраняющие актуальность на протяжении последних 5–10 лет.

Приведены описания конкретных проблем и меры, которые необходимо принять для их решения. Семь из восьми проблем относятся к системным изменениям в отдельных сферах госслужбы. Отдельно рассмотрены , изменения в законодательстве, необходимые для того, чтобы сделать возможными все остальные преобразования. Предполагается пересмотр нормативно-правовых актов в части управления, найма, продвижения и образования сотрудников, а также организации и оценки работы служащих. Эта мера необходима, чтобы обеспечить возможности для реализации кадров.

«Новый закон о государственной гражданской службе должен быть совместим с новыми практиками, которые давно являются обыденными в бизнес-среде и сегодня входят в практику многих государственных органов. Это оценка по компетенциям, а не только по знанию госслужбы и должностным регламентам, это поощрение инициативности на тех уровнях решения проблем госслужбы, где это необходимо, а также ориентированность на результат», — подчеркивает Мария Шклярук.

По мнению спикера, еще один болезненный момент — это уровень зарплат на госслужбе. В течение последних 10 лет в госорганах наблюдается высокая неопределенность и недостаточная прозрачность схемы формирования заработной платы, а ее величина зачастую неконкурентоспособен на рынке. Первый шаг в сторону изменений — это пересмотр правил формирования оплаты труда и повышение ее уровня.

Что касается изменения работы кадровых служб, эксперты предлагают внедрение современных технологий управления персоналом на госслужбе, так как устаревшие инструменты отбора кандидатов, неэффективная система обучения и отсутствие прозрачных инструментов карьерного развития затрудняют развитие потенциала сотрудников. Также необходимо создание сопровождающей службы по внедрению единых принципов для формирования комплексной HR-политики на госслужбе и формирование моделей компетенций HR-подразделениями внутри ФОИВ. Внедрение обновленных моделей компетенций на всех этапах HR-цикла позволит создать сбалансированную, адаптивную и эффективную систему работы с человеческим капиталом на госслужбе.

Мария Шклярук отмечает, что для госслужащих необходимы современный офис и гибкий формат работы. Описаны изменения условий труда государственных служащих. Несоответствие условий работы в государственном секторе стандартам, существующим в бизнес-среде, ограничивает привлекательность госслужбы для соискателей. Отмечена необходимость введения универсальной грейдовой системы должностей и расширение использования срочных контрактов на госслужбе.

Руководитель Центра оценки и кадрового развития cdto.work Наталья Гаркуша рассказала о трендах в подготовке и оценке компетенций государственных служащих в парадигме цифровой трансформации.

«Назрело изменение кадровых подходов. В регионах были назначены руководители цифровой трансформации. Они не сами реализуют проекты: для профессионального управления цифровыми проектами или участия в качестве исполнителей нужны профильные специалисты. Возникла большая потребность в кадрах, которые могут внести большие изменения на госслужбе в части цифровизации», — подчеркнула она.

Сегодня в госсекторе наиболее востребованы специалисты и руководители подразделений. Спикер сообщила, что открыты вакансии нетипичных специалистов: технический писатель, бизнес-аналитик, SCRUM-мастер, ИТ-разработчик, архитектор данных.

Цифровая трансформация требует качественного изменения подходов к взаимодействию государства и граждан, принятия решений на основе анализа больших данных, цифрового следа граждан. Кроме того, цифровизация предполагает: увеличение динамики и скорости проведения изменений,  рост значимости когнитивных способностей к обучению и освоению новых технологий. Чтобы ответить на эти вызовы, нужно   изменить требования к компетенциям госслужащих, подход к оценке компетенций, а также содержание и форму организации повышения квалификации. 

В основе всей системы оценки cdto.work — модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления.

«В модели компетенций представлена не просто цифровая грамотность, а профессиональные и личностные компетенции, которые важны для реализации цифровой трансформации. Мы говорим о формировании цифровой культуры в будущем. То есть должны сформироваться ценности, на которые будут ориентироваться госслужащие», — добавила Наталья Гаркуша.

Центр оценки и кадрового развития создал портал cdto.work для оценки компетенций руководителей и команд цифровой трансформации. Результаты оценки компетенций на платформе автоматически формируются как паспорт компетенций, выдаются индивидуальные рекомендации по развитию компетенций. Система комплексной оценки руководителей цифровой трансформации ФОИВ включает методы глубинного интервью и «360 градусов», которые позволяют проверить hard skills и soft skills. Оценку на позицию руководителя цифровой трансформации прошли 99 кандидатов, претенденты из 38 регионов подали заявки и проходят оценку компетенций на уровень регионального руководителя цифровой трансформации. 
Одно из ключевых направлений деятельности Центра оценки и кадрового развития cdto.work — формирования кадрового реестра специалистов цифровой трансформации, в котором уже зарегистрировалось более 800 человек. 

«Мы используем инструменты оценки из бизнес-среды, это ломает парадигму, которая устоялась в кадровой службе. Применяем разные методики, особенно при оценке личностных компетенций: личностные и ситуационные опросники, кейсовые задания», — добавила спикер.

Выступление Натальи Гаркуши дополнил методолог Центра оценки и кадрового развития cdto.work Александр Шубин. Он выступил с докладом «Организация оценки компетенций: государственный служащий как клиент сервиса». Эксперты также обсудили организацию оценки компетенций, единый подход к оценке знаний, умений и других личностно-профессиональных качеств, а также внедрение цифровых решений в сфере оценки кадров на гражданской службе.
Новости