Материалы

Какие компетенции нужны преподавателям и административной команде вузов, чтобы оставаться востребованными в эпоху цифровой трансформации

2 сентября на образовательной платформе Юрайт состоялся вебинар для преподавателей и сотрудников высших и средних специальных учебных заведений о цифровизации образования, ее преимуществах и недостатках, о том, какими компетенциями нужно будет владеть будущим сотрудникам университетов. Спикером выступила директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Ксения Ткачева. 

«Юрайт.Академия» — площадка, на которой эксперты в области образования делятся опытом, а педагоги повышают свою квалификацию. Большинство слушателей — русскоязычные преподаватели вузов и колледжей, а также администраторы образовательных учреждений, библиотекари и студенты.

Директор Центра отметила, что пандемия ускорила цифровизацию всех сфер, в том числе образования. «Сфера образования консервативная, нужно аккуратно относиться к вопросу изменений. Чтобы оставаться востребованными, нужно меняться организациям и сотрудникам», — считает она.

Ксения Ткачева рассказала, какие изменения произошли за последние несколько лет, как вузам к ним адаптироваться. По ее словам, изменился статус университетов. Бренд вуза — уже не гарантия трудоустройства. Диплом перестал быть билетом в жизнь, сегодня возможен профессиональный и социальный успех без диплома — образование стало более доступным. Общая тенденция цифровизации также меняет рынок образовательных услуг — внедряются новые технологии. Однако вузы по-прежнему используют старые приемы и не готовы использовать инструменты бизнеса, внедрять новый подход к оценке компетенций. 

«Нужны изменения в структуре университетов, организационных процессах, методах обучения (образование для навыков), компетенциях педагогов, появление РЦТ, внедрение цифровых инструментов. Недостаточно перехода на онлайн-платформы, нужны геймификация процесса, умение педагогов удерживать внимание в онлайне, замеры фидбека», — подчеркнула директор Центра.

Спикер обратила внимание на новые требования к компетенциям выпускников. По ее словам, на первое место выходят soft skills, адаптивность становится ключевой ценностью и компетенцией современных выпускников. Вузам нужно более активно взаимодействовать с работодателями, чтобы учащиеся получали прикладные навыки и знания. Стажировка студентов должна быть реальным тестом, также это будет большой фидбек и для образовательной программы.

Вместе с тем меняются требования к компетенциям преподавателей и административной команде вузов. Сотрудники образовательных организаций должны обладать базовым набором цифровых компетенций. Ключевые компетенции педагогов — цифровые и предметные. Кроме того, Ксения Ткачева показала на примере образовательных программ Центра, каким может быть эффективное онлайн-обучение. Для этого нужны: отбор и обучение преподавателей, развитие их компетенций, техническая служба поддержки, открытая информация о содержании программ, вариативность форм подачи материала (текст, видео, тесты, чек-листы), балльно-рейтинговая система, рекомендации по скорости обучения.
Новости