Материалы

«Цифровые» кадры: как решить проблему дефицита?

Эту тему обсудили представители сферы образования, госорганов и бизнеса на круглом столе «Кадры для цифровой трансформации государства и бизнеса», который организовал Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС. Дискуссия состоялась на полях международного форума Kazan Digital Week 2021.

Мероприятие стало логичным продолжением повестки, заданной министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максутом Шадаевым во время пленарного заседания форума, где он отметил острую нехватку кадров и первоочередность решения этого вопроса для успешной цифровой трансформации государства и бизнеса.
Участники дискуссии затронули самые острые вопросы подготовки кадров: качество и стоимость программ массового образования, высокий спрос на специалистов и уровень оплаты их труда, подготовку преподавательского состава, уровень мотивации к обучению и переквалификации и многие другие.

Эксперты не только дали объективную оценку существующей ситуации на рынке труда, но и поделились собственным опытом решения и преодоления тех вызовов, с которыми приходится сталкиваться в процессе подготовки кадров. 
Вектор дискуссии задал модератор круглого стола, заместитель директора Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Валерий Згонников: «При запуске любого масштабного проекта нужно понимать, откуда брать ресурсы и кадры на всем горизонте его существования. Мы собираемся построить в стране большую цифровую индустрию к 2030 году. Для этого нам нужны сотни тысяч и миллионы кадров, которые должны быть одними из ключевых активов цифровой экономики. Поэтому важно планировать и понимать, где мы будем брать цифровые кадры на горизонте нескольких месяцев, лет, до 2030 года».

Заместитель директора центра компетенций по реализации digital-проектов компании «Ростелеком» Роман Хазеев отметил, что рынок телекоммуникаций столкнулся с нехваткой квалифицированных ИТ-специалистов. «Пандемия способствовала массовому переходу в онлайн и увеличила спрос на цифровые профессии. Опытные разработчики могут проще переходить из одной компании в другую, устраиваться на удаленную работу в международные организации, — считает спикер. — При этом зарплаты разработчиков выросли в целом по стране»

Роман Хазеев предлагает в качестве решения организовывать обучение кадров самим работодателям. Он поделился опытом «Ростелекома» по подготовке ИТ-специалистов: компания организовала обучение бэкенд-разработчиков, фронтенд-разработчиков, тимлидов. Однако этих усилий недостаточно, необходимо удержать обученные кадры — создать атмосферу, в которой им захочется остаться. По его мнению, для этого необходимо выровнять уровень зарплаты ИТ-специалистов по стране, чтобы градация зависела от уровня знаний и навыков, а не от местоположения. Также в «Ростелекоме» построили карьерные треки для сотрудников, пригласили коучей, чтобы учить команды производственным фреймворкам.

Свою оценку кадрового дефицита дала Юлия Горячкина, заместитель директора по направлению «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика». В своем выступлении она сообщила, что сегодня дефицит кадров достигает критической отметки до миллиона человек. Если сейчас ничего не сделать, к 2030 году этот тренд сохранится и достигнет трех миллионов и выше. По словам спикера, этот тренд мировой: более 45% крупных компаний во всем мире сталкиваются с нехваткой высококвалифицированных кадров, кадров в сфере ИТ и кадров среднего звена — и это то, что следует учитывать.

Ирина Замятина, директор «Центра современного образования» Калужской области, поделилась опытом региона в подготовке кадров для цифровой трансформации. В Калужской области реализуется проект «Навыки цифрового мышления» — новая программа обучения для государственных и муниципальных служащих. Обучающий курс включает такие темы: стратегия цифровой трансформации Калужской области, этика цифрового мира, креативное и критическое мышление. По мнению спикера, чтобы быть успешным и востребованным специалистом в условиях цифровой экономики, нужно совмещать hardskills и soft skills, а также уметь создавать «цифровые» решения.

Надежда Белинская, руководитель направления по работе с регионами Университета Иннополис, рассказала о подготовке административного и преподавательского состава для вузов. В планах образовательной организации — обучение цифровым компетенциям 80 тысяч преподавателей до 2024 года.

Одну из самых острых тем — качество образования в условиях ограниченности ресурсов и массовой подготовки кадров — подняла Ксения Ткачева, директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС. Она поделилась опытом, как контролируется качество в процессе массового обучения по программам Центра и оценивается эффективность подготовки кадров. Главные инструменты для этого — постоянные замеры компетенций и реализуемых цифровых проектов слушателями программ, NPS и обратная связь, а также последующий анализ и доработка программ, чтобы они были максимально кастомизированы под запросы и задачи аудитории.

«На госслужбе кадровый голод в командах цифровой трансформации был еще до пандемии. Поэтому программы подготовки госслужащих реализуются Центром с 2018 года и уже обучено более 25 000 человек. Мы общаемся с госслужащими, собираем обратную связь и видим проблемы кадрового голода: только в ФОИВ 546 открытых вакансий специалистов цифровой трансформации. Если есть потребность рынка, нужно учить. Но для того, чтобы обучить миллионы, недостаточно просто осознать потребность и выделить ресурсы — нужно, чтобы люди были готовы эти знания получать, понимали, зачем они нужны, и были готовы тратить время», — отметила Ксения Ткачева. В то же время, по словам эксперта, примерно половина госслужащих не готовы к получению знаний и их оценке в процессе и по итогам прохождения программ, а хотят обучаться только «для галочки». Такие слушатели отсеиваются на этапе отбора. 

Из других проблем, которые мешают созданию результативных команд цифровой трансформации в госсекторе, спикер отметила перегруженность госслужащих повседневными задачами и отсутствие приоритета обучения со стороны руководителей, а также финансовые и нормативные ограничения.

Также Ксения Ткачева поддержала коллег в вопросах важности подготовки преподавателей и поделилась собственным опытом их обучения, который позволяет решать проблему уже сейчас, пока ее нет. Однако самой большой дилеммой, по мнению эксперта, является баланс между качеством и стоимостью обучающих программ. Это самый важный дискуссионный вопрос, который не имеет однозначного ответа и требует компромиссов и постоянного поиска оптимального решения.

Подробнее о том, что понимается под термином «цифровая трансформация», чему и кого обучают в Центре и на каком месте по цифровому развитию среди других стран находится Россия, Ксения Ткачева рассказала в преддверии круглого стола в интервью «Интерфаксу». https://www.interfax.ru/interview/792037

Новости