Материалы

Эксперты Центра поделились опытом бережливого управления и управления изменениями на конференции itSMF

29 апреля состоялась XI всероссийская конференция itSMF, посвященная практикам сервис менеджмента в ИТ и других сферах. В мероприятии приняли участие эксперты Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации Ксения Киселева, Павел Потеев и Марианна Крель.

Главный редактор направления исследований и аналитики Ксения Киселева представила новый доклад «Бережливое управление в госсекторе. Как наладить процессы»

Внедрение бережливых подходов в органах власти отвечает тенденциям последних лет, когда в государственном управлении стали пересматривать принципы работы и заимствовать у бизнеса лучшие инструменты и практики. 

Опираясь на опыт самых прогрессивных регионов и отдельных передовых организаций, авторы доклада показали, с чего начать изменения, как выстроить процессное управление, в каких областях оно будет наиболее эффективно. Аргументом в пользу бережливости может быть и анализ многолетнего и успешного зарубежного опыта внедрения  таких подходов в госсекторе. С их помощью удается ускорить процессы и упростить жизнь как госслужащих, так и их клиентов – граждан, бизнеса, некоммерческих организаций.

Ксения Киселева рассказала на конференции о стадиях цифрового развития, важности оптимизации процессов и барьерах к внедрению процессного подхода. Так, цифровое развитие включает три стадии: автоматизацию, цифровизацию и цифровую трансформацию. При этом все этапы требуют пересмотра существующих процессов. «Цифровая трансформация невозможна без оптимизации процессов. Оцифровка сумбурных процессов лишь увеличит хаос», — считает главный редактор направления исследований и аналитики.

По ее мнению, в России главные барьеры при внедрении процессного подхода — это сопротивление госслужащих и административно-командные традиции управления. Тем не менее в госсекторе, прежде всего на региональном уровне, уже накоплен опыт применения процессных и Lean-подходов.

Например, в результате внедрения бережливого управления в Белгородской области в медицинских учреждениях продолжительность оформления пациента на госпитализацию сократилась на 4,5 часа. А в МФЦ Кемеровской области среднее время приема документов сократилось в 2 раза (с 49 мин до 24 мин).

«Внедрение бережливых подходов было актуально и раньше: мы знаем, что такие подходы сначала показали свою эффективность в бизнесе, потом распространились в другие области, в частности, в сферу обслуживания, а затем и в госструктуры. В других странах в последние 10-20 лет накопилось много положительных примеров внедрения бережливого управления. В нашей стране уже были попытки более рационально выстроить процессы в государстве, в частности, в ходе административной реформы 2006-2010 годов.

Сейчас идеи бережливости оказались в фокусе внимания в связи с цифровизацией. Бережливый подход, налаживание процессов  одно из необходимых условий цифровизации и цифровой трансформации, с одной стороны: нет смысла оптимизировать ненужные или невыстроенные процессы. С другой, именно благодаря цифровым технологиям внедрение бережливого и Lean подходов дает впечатляющий результат: его легко заметить и измерить, он приносит прямую пользу гражданам, он может служить хорошим аргументом в пользу цифровой трансформации», — подытожила Ксения Киселева.

На форуме эксперты Центра Павел Потеев и Марианна Крель также провели мастер-класс по управлению изменениями и подготовили статью «Корпоративная культура: как не стать завтраком» для альманаха по итогам мероприятия.