#CDTOteam

Наталия Шелагина: «Развитие „цифры“ в регионах сильно зависит от позиции команды, ответственной за цифровую трансформацию»

С 2019 года в Центре подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС реализуется программа «Цифровая трансформация и цифровая экономика: технологии и компетенции». Образовательный курс разработан для служащих региональных ведомств, которые за короткое время погружаются в основы цифровизации, технологии и подходы для применения «здесь и сейчас».


На фоне успешного старта в 2019 году, когда команда провела очные лекции в 60 регионах России, в марте 2020 года из-за пандемии пришлось перейти на онлайн-формат обучения. В результате такой трансформации Центр продолжил работать с государственными и муниципальными служащими и сохранил запланированный охват слушателей.


Руководитель программы Наталия Шелагина рассказала о том, с чего началась программа в регионах, о строгом отборе преподавателей (строже только для космонавтов) и о своей команде.


Наталия, пожалуйста, расскажите, как сформировалась программа для региональных слушателей?
— Концепцию программы мы разработали после серии интервью с заместителями руководителей регионов по цифровой трансформации. Выпускники программ для высшего звена возвращались домой и понимали, что без поддержки команды не получится реализовать цифровые проекты на местах. Один из собеседников подчеркивал: «Важно, чтобы люди меня понимали, не боялись цифровой трансформации и могли на своем уровне запускать цифровые проекты». В результате концепция нашей программы стала ответом на «боль» руководителей цифровой трансформации — так мы запустили просветительский и практический проект для среднего звена госслужащих. Курс рассчитан на 60 академических часов, за это время мы погружаем слушателей в суть цифровых технологий в госуправлении, объясняем взаимосвязь проектов, процессов, технологий и людей. Цифровые проекты не взлетят, если сделать ставку только на технологии, но при этом забыть о сотрудниках и гражданах. Мы стремимся сформировать системное понимание, что такое цифровая трансформация и государство как платформа, в чем смысл каждого элемента цифровизации.


В прошлом году программа прошла в десятках регионов. Вам везде удалось побывать?
— В 2019 году команда провела обучение для 35 потоков слушателей в 33 регионах, во втором полугодии одновременно запустили программы в семи регионах, поэтому побывать везде было бы сложно. На старте я сама ездила с новыми преподавателями в первые пять регионов. Мы собирали обратную связь от слушателей, чтобы сформировать актуальную программу для аудитории. Кроме того, важно было поддержать лекторов, подстраховать и оказать им методическую помощь.

— Как стать участником программы?
— Сейчас мы работаем с заявками слушателей, которых рекомендовали руководители ведомств в регионах. Но с 2021 года запускаем лендинг для самостоятельной регистрации. Все заявки будем оценивать по нескольким критериям. В первую очередь важен статус госслужащего и мотивация. Затем мы предлагаем пройти тест на цифровую грамотность, так как программа рассчитана на слушателей с базовым пониманием ИТ-технологий. Также приветствуем заявки госслужащих, уже работающих с цифровыми проектами или планирующих войти в рабочие группы по цифровизации. В этом случае погружение и эффективность программы для участников будут намного выше.


— Расскажите, как вы подбираете и готовите экспертов для работы с региональной аудиторией?
— На первом витке дизайна программы планировалось, что преподавать будут специально подготовленные сотрудники филиалов РАНХиГС. В прошлом году мы запустили программу для преподавателей. Участие приняли почти 130 человек, но всего несколько человек присоединились к команде. Поэтому решили искать преподавателей на открытом рынке в регионах. Опыт показал, что это удобнее, чем приглашать московских лекторов, а уровень подготовки и профессионализм спикеров из регионов соответствуют нашим критериям. Позже мы систематизировали эту работу: объявили открытый набор кандидатов, которые проходят многоступенчатый отбор и подготовку. Это позволило создать распределенную команду: почти половина наших преподавателей живут в разных регионах России.

В 2021 году мы снова запустим конкурсный отбор на позицию преподавателя нашей программы.

Как вы находите преподавателей для программы?
— Мы всегда ищем не просто «говорящую голову», а члена команды, разделяющего наши взгляды на образовательный процесс, цифровую трансформацию в госуправлении. На первом этапе кандидат заполняет анкету из 30 вопросов на сайте. На основе ответов создаем профиль соискателя, определяем его мотивацию и уровень профессиональных компетенций. Далее просим записать короткое видео, чтобы понять, как человек держится перед камерой. Все анкеты проходят оценку. Кандидаты из «зеленой» зоны рейтинга участвуют в онлайн-симуляции, или, как мы называем этот этап, «проверке боем». В сессии участвуют представители программы: преподаватели, методисты, специалист по подбору. Сначала просим кандидата представить подборку новостей из области цифровой трансформации. Во второй половине беседы предлагаем кандидату стать модератором потока со слушателями (в этой роли выступает наша команда).

Во время интервью оцениваем, насколько глубоко эксперт погрузился в тему, как он будет действовать в нестандартных ситуациях. Например, моделируем самые распространенные проблемы онлайн- и офлайн-занятий: неработающий микрофон, низкую вовлеченность слушателей и т.д.

Кандидатов, которые успешно справились с этим испытанием, мы приглашаем на финальное интервью, чтобы убедиться, что совпадаем в наших ожиданиях от сотрудничества. Далее эксперт обучается по методике нашей программы и выходит к аудитории. Во время первых встреч со слушателями более опытные преподаватели подстраховывают новичков и дают финальную оценку. Мы всегда поддерживаем новых членов команды, проводим методические встречи, даем рекомендации.

В этом году уже завершили набор преподавателей и формируем кадровый резерв на основе поступающих резюме.

Сколько кандидатов проходят воронку от заявки до выхода к аудитории?
— Нам удалось выстроить эффективную систему отбора и подготовки преподавателей. Наш специалист по подбору экспертов Анастасия Кайгородова вложила много сил в разработку этой программы и сейчас полностью ведет проект с учетом всех требований к лекторам. Всего за три месяца 2020 года — июль, август и сентябрь — Анастасия нашла 33 отличных преподавателя и провела первичное обучение.

На первый взгляд система может показаться сложной, но она прозрачна и очень эффективна. Отбор проходит не более 30% кандидатов, поэтому мы можем гарантировать слушателям высокий уровень наших спикеров и модераторов.

Сегодня география программы — две трети России. Понимаем, что все регионы различаются по уровню цифровой зрелости и степени вовлеченности в трансформационные процессы. С чем вы связываете такую неравномерность развития «цифры» в нашей стране?
— На скорость цифровой трансформации в регионах России влияет множество факторов. К числу основных отнесу базовое проникновение цифровых сервисов в повседневную жизнь жителей. В городе-миллионнике, где давно работают и пользуются спросом интернет-магазины, доступен скоростной мобильный интернет, уровень ожиданий граждан к качеству работы государственных сервисов выше, поэтому и услуги более развиты. На мой взгляд, уровень «цифры» в регионах сильно зависит от команды, ответственной за цифровую трансформацию. Яркий пример — Белгородская область, где уже давно большое внимание уделяется оптимизации процессов регионального управления, созданию электронных сервисов для населения и другим цифровым проектам. Мы всегда отмечаем активность слушателей из таких регионов на занятиях. Если в некоторых субъектах можно услышать: «Зачем мы здесь собрались? «Цифра» не будет у нас работать», — то слушатели из региона с «цифровой» командой более мотивированы во время обучения по программе.

Наталия, кто помогает вам в развитии направления?
— Я рада, что за короткое время вместе с командой создали «университет в миниатюре». Александра Дмитриева и методисты координируют содержательную часть программы. Сейчас мы работаем с 40 лекторами, которые также разрабатывают курсы: готовят учебные модули, интерактивные задания, проектируют очные и онлайн-сессии. Анастасия Кайгородова привлекает лучших преподавателей, ведет оценку их квалификации, знаний теории, уровня вовлеченности и навыков модерации. Юлия Копылова с ИТ-специалистами и дизайнерами ведет все проекты, связанные с обновлением образовательной платформы и онлайн-модулей. Анастасия Кудрявцева вместе с коллегами собирает обратную связь от слушателей и контролирует метрики сайта, оценивает поведение пользователей во время обучения. Вся эта информация необходима для постоянного обновления учебных модулей и роста вовлеченности участников. Работы много, но наша команда справляется даже в дистанционном формате.

Как вы отдыхаете от «цифры»?
— Я люблю создавать что-то руками: рисую, шью, леплю из глины, а мой балкон — это настоящая оранжерея. Наверное, работа «ручками» — это наше семейное увлечение. Моя мама живет в Сочи и развивает интернет-магазин по продаже природных материалов для крафтовых поделок: дрифтвуда, можжевельника, аксессуаров, расходных материалов для творчества. Я помогаю ей с продвижением и привлечением клиентов.