НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ
РОМАН ГОГОЛЕВ
Старший преподаватель СВФУ им. М. К. Аммосова, директор Международного центра Future Skills:NEFU
о спикере
Ко-создатель международного стандарта компетенций Additive Manufacturing (WorldSkills International), тренер национальной сборной WorldSkills, ведущий преподаватель и разработчик курсов и методик Академии World Skills Russia, международных курсов по цифровой электроэнергетике.

«Мы готовим специалистов, которые смогут устранить технологическое отставание Якутии, в ряде отраслей — стать первыми и даже создавать новые отрасли. Можно сказать, мы развиваем идею советских втузов: «Догнать и перегнать в условиях цифровой эпохи».

Мы стремимся готовить универсальных специалистов, обладающих мультискилами (multiskills). Это такой специалист, например, обладающий инженерной профессией, который также владеет двумя или более рабочими, высокотехнологичными компетенциями. Например, каждый член команды арктических экспедиций, как правило, владеет не одной, а тремя-четырьмя специальностями, причем минимум одной из них — на очень высоком уровне.

Сейчас уже неверно говорить «делать что-либо с уклоном в IT». IT проникли уже во все привычные компетенции, привычные профессии, привычные отрасли».
Задайте вопрос спикеру
Заполните поля и мы отправим ваш вопрос спикеру
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Политика в отношении обработки персональных данных
1. Общие положения

Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных онлайн-проекта "Цифровой алмаз" (далее – Оператор).

  1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

  2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта http://цифровойалмаз.рф.



2. Основные понятия, используемые в Политике

  1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

  2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

  3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу http://цифровойалмаз.рф;

  4. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

  5. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных;

  6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

  7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

  8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) веб-сайта http://цифровойалмаз.рф;

  9. Пользователь – любой посетитель веб-сайта http://цифровойалмаз.рф;

  10. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

  11. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;

  12. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу;

  13. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.



3. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя

  1. Фамилия, имя, отчество;

  2. Электронный адрес;

  3. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).

  4. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.



4. Цели обработки персональных данных

  1. Цель обработки персональных данных Пользователя — информирование Пользователя посредством отправки электронных писем.

  2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты support-cdto@ranepa.ru с пометкой «Отказ от уведомлениях о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».

  3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.



5. Правовые основания обработки персональных данных

  1. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте http://цифровойалмаз.рф. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.

  2. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).



6. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных

Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.

  1. Оператор принимает на себя обязанность по нераскрытию и нераспространению персональных данных без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством.

  2. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора support-cdto@ranepa.ru с пометкой «Актуализация персональных данных».

  3. Срок обработки персональных данных является неограниченным. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора support-cdto@ranepa.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».



7. Трансграничная передача персональных данных

  1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.

  2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.



8. Заключительные положения

  1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты support-cdto@ranepa.ru.

  2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией.

  3. Актуальная версия Политики в свободном доступе расположена в сети Интернет по адресу http://цифровойалмаз.рф.


Видеоматериалы
смотреть
Трансляцию
смотреть
лекции
читать
лекцию
слушать лекцию
Роман Гоголев, старший преподаватель СВФУ, менеджер компетенций движения WorldSkills Russia, директор-организатор международного центра развития Future Skills:NEFU
О КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ЦЕНТРЕ

Результаты моей исследовательской деятельности вошли в основу методик и целей центра Future Skills:NEFU в части подготовки студентов, инженеров, магистров в условиях ограниченных ресурсов, технологического отставания и факторов неопределенности развития событий в будущем.

Мы открываем программы, ориентированные на CDO, НТИ, для обучения профессиям будущего, которые востребованы в «индустрии 4.0». Наша задача — воспитать новое поколение инженеров-миллениалов, высокотехнологичных работников, потенциальных технологических предпринимателей.

Концепция Центра и его проектов заключается в ориентации на реальные цели и умении быстро решать разноплановые задачи. Центр сосредоточен на развитии коллективных компетенций, multi skills [многопрофильная подготовка. — Примеч. ред.] и soft skills. Образование ради образования не нужно.

Мы решаем задачи, поставленные в Стратегии научно-технологического развития России [Указ Президента РФ от 01.12.201. № 642. — Примеч. ред.]. Главная наша цель — научиться быстро готовить кадры, способные сократить технологическое отставание, а в ряде отраслей — стать первыми.

Международный центр Future Skills:NEFU — это не просто учебные классы, а настоящий кластер, комплексный центр, который занимается цифровыми двойниками и является полноценным заводом будущего. Завод будущего станет технологическим предприятием, конструкторским бюро с промышленным дизайном и центром управления жизненным циклом продукции. Мы проводим ускоренное обучение студентов, можно сказать, в полевых условиях.

Мы работаем над решением глобальных вопросов: жизненно необходимые кейсы для цифры, образовательные кейсы и R&D [научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. — Примеч. ред.] короткого плеча.

ОБ УСПЕХАХ УЧЕНИКОВ

Через наш Центр прошло более сотни студентов и школьников, и за это время у нас накопилось много методического материала.

Мы подготовили несколько чемпионов и призеров России по таким хай-тек-компетенциям как инженерный дизайн CAD, синтез и обработка минералов, квантовые технологии, mechanical reverse engineering [reverse engineering — обратное проектирование, исследование готового устройства или программы с целью понять принцип его работы. — Примеч. ред.], блокчейн-технологии.

В Якутии мы готовили экспертов, внедрили несколько новых образовательных технологий. Благодаря нашей команде получили старт компетенции механического реверс-инженеринга с применением 3D scanning. Как полноценная компетенция сейчас распространена в Якутии промышленная автоматика.

По инициативе Future Skills мы практически с нулевым бюджетом организовали выезд и достойное участие наших учеников в мировом чемпионате по WorldSkills International в 2019 году в Казани. Два проекта вышли в финал программы Агентства стратегических инициатив «100 лидеров развития новых подходов в образовании».

О ЗНАЧЕНИИ НОВЫХ КАДРОВ

В Якутии и на Дальнем Востоке мало жителей, а климатические и экономические условия для производства весьма суровые. Цифровые и высокотехнологичные направления развития кажутся здесь наиболее предпочтительными, поскольку не требуют строительства новых городов, заводов. Мы основываем свою просветительскую и образовательную концепцию на этом.

Наша основная проблема — риск сильно отстать от мира. Нужно минимизировать технологическое отставание и успеть занять свою нишу в мировой инфраструктуре цифровой экономики. Для этого нужны кадры, а для их появления — изменение системы профессионального образования.

Как эксперт WorldSkills я часто бываю в разных регионах России и других странах. Я изучаю отечественный и иностранный опыт, работаю с ведущими компаниями из Сингапура, Кореи, Германии, Латвии, Словакии, Канады.

Собирая материалы и обучая экспертов, студентов, менеджеров, я вижу, что в Якутии действительно существует атмосфера фронтира [наподобие освоения Запада США. — Примеч. ред.]. Она подталкивает к дальнейшему развитию, в ней можно творить, создавать.

Вся наша ситуация и история, как в «Двух капитанах», — бороться и искать, найти и не сдаваться.

О МЕЖДУНАРОДНОМ ОПЫТЕ

В первую очередь мы направлены на национально-технологическое развитие (НТР). Мы взяли в качестве ориентиров показатели НТР и начали по ним работать.

Мы следим за лучшим мировым опытом, изучаем и перенимаем лучшее из сибирских, японских, китайских, американских школ. Изучаем рейтинги научных инициатив ведущих мировых вузов: MIT [Massachusetts Institute of Technology, Массачусетский технологический институт. — Примеч. ред.], Колтеха [Caltech, California Institute of Technology, Калифорнийский технологический институт. — Примеч. ред.], французского Гренобля, азиатских вузов.

Изучаем опыт MIT в подготовке CDO и работе по программе NEET в (New Engineering Education Transformation, программа трансформации инженерного образования), опыт Цукубы (Япония) [научный город Японии, сосредоточие НИИ. — Примеч. ред.]. Перенимаем наш собственный опыт 1970-х годов, когда в СССР произошли первые технологические бумы.

Мы также следим за опытом мировых корпораций. На мой взгляд, будущее за корпоративными университетами.

В итоге у нас получился центр по развитию перспективных компетенций. Мы также тесно связаны с российской инициативой Future Skills, c Союзом «Молодые профессионалы», который представляет РФ в международной организации WorldSkills International.

О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Мы готовим специалистов, которые смогут устранить технологическое отставание и создавать новые отрасли. Возможно, где-то именно мы станем первыми. Например, сейчас в России в сфере синтеза и обработки синтетических минералов только два центра — Москва и Якутск.

Сейчас уже неверно говорить «делать что-либо с уклоном в IT». Информационные технологии проникли уже во все привычные компетенции, привычные профессии, привычные отрасли. Современные инженеры программируют. Современные медики работают с аддитивными технологиями и т.д.

Если раньше навыки инженеров были гораздо шире, чем у рабочих, то благодаря цифровизации и IT поднялся уровень тех и других, требования ко всем стали выше. Между высокотехнологичными специалистами и инженерами высшего класса находится прослойка технологических предпринимателей, в этом сегменте мы работаем, для них создаем продукты.

О ВОЗМОЖНОСТИ БЫСТРОГО РАЗВИТИЯ В ЯКУТСКЕ

В Якутске, в принципе, никогда не было массового производства. Якутия всегда была добывающим регионом, но все же именно здесь образовались наиболее благоприятные условия для нефабричного производства. Здесь множество полигонов для испытаний: холод, сложные климатические условия и дикий стресс для любой техники.

Сверху нам дают добро на множество экспериментов. Например, движение WorldSkills у нас приобрело совершенно другой вид, не такой, как в других регионах. Мы подошли к нему как к мощнейшему инструменту быстрой селекции с помощью системы рейтинга. Участники, набравшие больше всего баллов, идут на соревнование Future Skills, остальные — на WorldSkills. В какой-то мере мы стираем грани между высшим и средним профессиональным образованием.

О ТОМ, КОГО ЖДУТ В FUTURE SKILLS:NEFU

Наша основная аудитория — все, кому нужно прокачать self-skills и multi-skills. Через профессиональные компетенции (hard skills) мы развиваем личностные (soft skills).

Обучение в Future Skills:NEFU проходят работающие инженеры, специалисты и преподаватели, но большинство обучающихся — школьники и студенты бакалавриата.

Для магистров и аспирантов в Центре создана система группового проектного обучения в малых группах, позаимствованная частично из практики томского университета ТУСУР. Кстати, эта система похожа на индийскую, где все построено на быстрых стартапах.

Специалистов и бакалавров мы «прокачиваем», а когда они набираются навыков и у них появляется желание создать что-то свое, мы их поддерживаем и не отбиваем это желание. Если они уверены, что их стартап выстрелит, мы сделаем все, чтобы их поддержать.

О ВЫПУСКНИКАХ FUTURE SKILLS:NEFU

Большая часть пока уехала на магистратуру в центральные регионы и очень достойно себя проявляет. Возвращаясь к тому, что в Якутии нет промышленности, отмечу, что выпускники стали «выстреливать» по неизвестным нам профессиям. Например, один наш выпускник — прекрасный мехатронщик, чемпион России по реверс-инжинирингу, он занимает вторые места по кейсам на Российских энергетических неделях. Но в Якутии никто не занимается прикладной мехатроникой [область науки и техники, основанная на объединении узлов точной механики с электронными, электротехническими и компьютерными компонентами. — Примеч. ред.].

Мы начинали со студентов-энергетиков. Изначально эта кафедра меня поддержала, поэтому первые эксперименты мы проводили в основном с их участием. Сейчас мы проецируем наши программы на весь университет, все специальности, все кафедры, все уровни.

Мы не считаем, что профессора нельзя переучить. Наоборот, мы даем и студентам, и профессорам то, что сейчас нужно и актуально.

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ЯКУТСКИМ IT-ПАРКОМ

Отношения центра Future Skills:NEFU и IT-парка можно описать как «партнерство — дружественная конкуренция». Мы не можем говорить о конкуренции, хотя мы однозначно обладаем большим пулом образовательных кейсов.

В нашей команде все младше 35, но уже заметно «прокачаны». Я федеральный эксперт, другие ребята — специалисты в своих отраслях. Например, наш строитель — первый БИМ-специалист [специалист по информационному моделированию зданий и сооружений. — Примеч. ред.]. У нас отличный банковский финансовый специалист из Японии, который стоит у истоков многих IT-проектов Национального банка Якутии.

Одно можно сказать точно: в регионе выстроена благоприятная экосистема, благодаря которой уже начинают заполняться ранее пустовавшие ниши.

О РАСХОЖДЕНИИ В ПОДХОДАХ СО СТАРОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛОЙ

Существуют препятствия в виде старой гвардии академического образования и некоторых бюрократов от образования, но все трудности преодолимы. Мы развиваем идею советских втузов — стремимся догнать и перегнать в условиях цифровой эпохи.

Возьмем, например, синтетические алмазы. Классические специалисты, для которых алмазы — это только ювелирный рынок, отрицают синтетику. На самом деле, синтетика повышает ценность и стоимость натуральных алмазов.

В промышленности (например, в производстве бурового оборудования с алмазным напылением) теперь можно использовать синтетические минералы. За счет этого во много раз повышается ценность ювелирных натуральных алмазов с сертификатом, выданным с помощью блокчейн-технологии. Если проецировать это на глобальный рынок и контролировать рынок синтетических минералов, мы получаем прибыль практически 300%. Это мы и пытаемся объяснить и доказать.

В традиционном ювелирном производстве применять синтетические алмазы — это зло, но есть ведь и другие сферы применения. Кроме того, в эру цифрового производства, когда нужны лишь малые мобильные команды, а также малые и очень гибкие мобильные заводы, у нас есть преимущество.

О ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОЕКТАХ

С точки зрения университета, мы ключевые игроки среди научно-образовательных центров (НОЦ). С точки зрения Центра Future Skills, наши проекты одни из наиболее перспективных, поскольку, что бы мы здесь ни делали, это всегда уникально, потому что мы сплав передовых методик.

В центральной России уже сложились методические традиции, а в Якутии мы их только формируем, из-за этого мы более свободны в действиях, можем с разных углов рассматривать методики и внедрять разные элементы.

У нас полностью представлен весь цикл Севера. Поэтому, несмотря на разработки, которые ведутся в Архангельске, Мурманске и прочих регионах Арктики, Якутия представляет собой непаханое поле, с точки зрения образования и науки. Добавьте к этому особенности восточной Арктики, которая кардинально отличается от западной, так же как канадская Арктика отличается от российской. Это еще больше расширяет спектр технологий, в том числе образовательных, которые мы можем применить, изучить, адаптировать и внедрить у себя.

В Якутии остро стоят вопросы о контроле энергопотребления. Одна из перспективных для нас технологий — летательная робототехника. Разработки ведутся совместно с компанией COEX в сфере энергетики и автоматики. Не менее важны сферы теплоэнергетики (с учетом сурового климата Якутии) и строительства.

Существует термин «нордификация», он касается строительства, технологий, людей, абсолютно всего. Нельзя просто перенести южные технологии и наработки на север.

О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ КАПИТАЛЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА

Мы понимаем, что в Якутии везде не хватает людей, поэтому мы воспринимаем глобальный тренд на роботизацию и автоматизацию как благо. Космос и Арктика будут осваиваться за счет автоматических систем, частично роботизированных систем и за счет универсальных специалистов.

Мы стремимся готовить универсальных специалистов, обладающих мультискилами (multiskills). Это такие специалисты, владеющие, например, инженерной профессией, которые имеют еще две или более рабочие высокотехнологичные компетенции. Приведу простой пример. Каждый член команды арктических экспедиций, как правило, владеет не одной, а тремя-четырьмя специальностями, либо владеет одной-двумя на очень высоком уровне, а в двух-четырех хорошо разбирается.

Одна из ключевых и активно развиваемых технологий покорения Арктики — это цифровые двойники [цифровой двойник — виртуальная копия физического объекта или процесса. — Примеч. ред.]. Их сейчас применяют все ведущие компании, в том числе в западной части российской Арктики. Этим занимается и Санкт-Петербургский политехнический университет, ведущий в НТИ вуз по новым материалам.

Что касается уже отработавших ледоколов, атомных электростанций, прочих систем, у нас есть множество проектов, связанных с использованием их ресурсов, например ЦОД (центры обработки данных).

Для ремонта двигателя ледокола его придется транспортировать через весь Севморпуть, тратить огромное количество средств. Маленькие мобильные ремонтные заводы, которые ставятся не только в центральной Якутии, но и по всей протяженности реки Лены, дают большую экономию в логистике и прочих элементах.

Мы имеем уникальное расположение: мы на «сплаве» технологий из разных частей Арктики и на передаче и адаптации доступных нам технологий «юга». Центры академической науки расположены в центральной России, и это очень мощные институты с многолетним опытом. У нас же прикладная наука как часть сферы образования — главная точка соприкосновения с цифровым производством и любым технологическим предпринимательством.
Присоединяйтесь к нашим социальным сетям
Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации, 2020

"Цифровой алмаз" - онлайн-проект о цифровой трансформации в Республике Саха (Якутия) Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС

cdto.ranepa.ru