1. ПОЧЕМУ ГОССЕРВИСЫ
ДОЛЖНЫ БЫТЬ
ДОСТУПНЫМИ ДЛЯ ВСЕХ

Авторы: М. В. Туманова
Время чтения: 8 мин.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Ценность доступности не очевидна тому, кто о ней никогда не задумывался.
Чтобы сделать сервис доступным, требуются средства и усилия.
Доступность цифровых сервисов входит в число обязанностей государства по отношению к гражданам:
  • в цифровых услугах и сервисах нуждаются 100% пользователей;
  • доступность — это не «забота об инвалидах», а возможность для любого гражданина получить то, что ему положено по закону;
  • чем удобнее госуслуги, тем выше уровень доверия к государству.
Выявив на этапе исследования основные проблемы доступности, в гайде мы предлагаем способы решения этих проблем.
Основная проблема доступности цифровых сервисов заключается не в технологиях и не в нормативных требованиях, а в принятии самой идеи, что возможность пользоваться сервисом должна быть у всех. Часто владельцы и разработчики сервисов не видят необходимости в дополнительных затратах на доступность, рассуждая так: «Ну и пусть сервисом смогут воспользоваться не 100%, а 90% пользователей — внедрять механизмы доступности ради 10% слишком дорого». Однако следует помнить, что доступность и забота обо всех без исключения пользователях улучшают отношение к сервису, повышают клиентоориентированность не только этого продукта, но и всей организации в целом, меняют к лучшему организационную культуру.
О доступности государственных сервисов мы писали в 2020 году в навигаторе «Клиентоцентричный подход в госуправлении», глава 9 «Доступность продуктов и сервисов» и в аналитическом докладе «Этика и «цифра»: этические проблемы цифровых технологий».
Доступность особенно важна для людей с инвалидностью, в частности с нарушениями зрения, слуха и моторики, причем инклюзивность применительно к госсервисам не следует воспринимать как форму благотворительности. Если для коммерческих организаций это вопрос репутации, то для государственных —реализация права граждан на равный доступ к госуслугам и информации.
«Создавая сайты и мобильные приложения, убедитесь в том, что все пользователи смогут получить к ним доступ. Глухой человек может получить доступ с помощью субтитров или языка жестов. Незрячим нужно, чтобы в коде были учтены подписи кнопок для программы чтения с экрана. На это нужны средства, требуется приложить усилия. Но чтобы реально обеспечить цифровую доступность, нужно твердое намерение предоставить услуги и контент людям с ограниченными возможностями здоровья».

Кристофер Патноу,
руководитель отдела доступности компании Google
Всеобщая декларация прав человека утверждает, что каждый имеет право искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами, а Конвенция о правах инвалидов обязывает государство обеспечивать инвалидам доступ наравне с другими к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и системы, а также к другим объектам и услугам. На протяжении последних двадцати лет сбалансированную и гармоничную информационную политику активно продвигает программа ЮНЕСКО «Информация для всех». В ней уделяется внимание в том числе и вопросам доступности.
Всеобщая декларация прав человека // Организация Объединенных Наций.
Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года // ООН.
Доступность в понимании ЮНЕСКО актуальна не только для людей с физическими ограничениями, но и для носителей разных культур, языков, людей с разным социальным и экономическим бэкграундом.

Доступность в понимании ЮНЕСКО актуальна не только для людей с физическими ограничениями, но и для носителей разных культур, языков, людей с разным социальным и экономическим бэкграундом.
Применительно к пользователю-гражданину доступность государственных сервисов включает в себя три основных аспекта: «я понимаю, что это мне положено»; «я понимаю, как этим воспользоваться»; «я могу этим воспользоваться». Идеальный вариант сервиса — когда пользователь вообще не нуждается в инструкциях, весь процесс выстроен интуитивно понятно, разработчики продумали сценарий действий и сделали удобные шаги. Но в реальности никакой сервис нельзя назвать идеально доступным, потому что потребности людей меняются: вчера человеку требовалась одна услуга и она была сделана доступной, сегодня возникли новые потребности, нужна новая услуга, и вновь надо работать над доступностью.
Кроме того, уровень доступности ограничен объективными возможностями разработки, ресурсами, технологиями. Обеспечение доступности цифрового сервиса — сложный многоступенчатый процесс, в котором нет «волшебной кнопки», а есть кропотливый путь изучения пользователя, поиска решений, добавления новых возможностей и исправления недостатков. Чтобы продвигаться по этому пути, в работе государственных органов и учреждений должны постоянно и осознанно присутствовать понимание доступности как ценности и стремление к ее повышению.
«Независимая жизнь — это очень большая гуманистическая ценность. Технологии являются доступными в той мере, в которой ими могут пользоваться люди с разными возможностями, не привлекая посторонней помощи».

Дмитрий Сатин,
генеральный директор компании USABILITYLAB
Сам по себе цифровой способ предоставления услуги не делает сервис хорошим или плохим; доступность связана не просто с технологиями, а с теми возможностями, которые предоставляются пользователю.
Если человеку необходимо получить информацию от государственного органа, для него существенно, чтобы она была предоставлена быстро, понятно и в удобном виде (таком, чтобы ее можно было распечатать, сохранить, переслать и т. п.). Традиционное офлайн-взаимодействие имеет хорошо известные недостатки: сотрудник, предоставляющий информацию, может ее долго искать, случайно исказить в пересказе, что-то недоговорить, может отказаться ее распечатывать и т. д. Но при этом у гражданина есть возможность задать дополнительные вопросы, оспорить информацию, попросить позвать руководителя. Можно запросить экспертное мнение, консультацию по использованию информации и т. п. Цифровой сервис способен выдать информацию по первому клику, но если она окажется неполной или непонятной, возможности уточнить ее у пользователя не будет.
В нашем исследовании в результате тестирования 30 государственных сервисов (их сайтов и мобильных приложений) был выявлен ряд типовых проблем, которые отрицательно сказываются на доступности.
Доступность государственных цифровых сервисов. Исследование / под ред. О. В. Линник, К. А. Ткачевой, М. В. Тумановой. М.: РАНХиГС, 2022.
1
Нормативные требования к доступности недостаточны, отдельные стандарты не носят обязательного характера, не проверяются контролирующими органами и поэтому выполняются формально или вовсе не выполняются.
2
Люди взаимодействуют с цифровым продуктом по-разному; влияние оказывают и уровень цифровой грамотности, и владение языком, и особенности личности, привычки человека. Сервисы часто не учитывают эти различия и оказываются недоступными для отдельных категорий пользователей.
3
Невозможность получить услугу офлайн и отсутствие нецифровых каналов коммуникации; навязывание пользователю цифрового канала как единственного приводит к снижению доступности услуг в целом.
4
При взаимодействии с сервисом пользователь не получает поддержки, владельцы сервисов недостаточно заботятся о сопровождении пользователя и обучении его взаимодействию с сервисом.
5
Значительной проблемой является недостаточно понятный для обычного пользователя язык и стиль многих государственных сервисов, отсутствие адаптированных (простых, ясных) описаний и инструкций.
6
Многие сервисы недостаточно доступны из-за низкого уровня юзабилити. Пользователь не может понять, что произойдет при переходе по ссылке, не может планировать свою работу с сервисом.
7
При разработке государственных цифровых сервисов недостаточно учитываются потребности пользователей с ОВЗ. Наибольшие трудности испытывают люди с ограничениями по зрению и моторными ограничениями.
В этом гайде мы постараемся рассказать о том, как избежать этих и других сложностей, какие инструменты использовать при разработке сервисов, как создавать команду и тестировать результат, чтобы в итоге получить по-настоящему удобный, инклюзивный цифровой сервис. В наших рекомендациях обобщен мировой опыт повышения доступности, мнения и советы практиков. Они предназначены для заказчиков, владельцев и разработчиков государственных сервисов.