#9 Умный город с Лёлей Жвирблис и Кириллом Малыком
Лёля Жвирблис и Кирилл Малык из ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России» рассказывают, что из себя представляет и из чего состоит умный город, чем российский опыт в этой области интересен другим странам и как горожанам уже сейчас можно (и нужно) участвовать в городском управлении с помощью цифровых инструментов.

Также мы поговорили с Анатолием Курмановым, директором проектов АНО «Диалог», о создании в субъектах России центров управления регионом (ЦУР).
Подкаст доступен на платформах:

Google Podcasts
Яндекс Музыка
Apple Podcasts
VK
Spreaker
Summary

«Умный» город — это не просто технология или платформа, это концепция решения проблем горожан с помощью технологий.

«Умный» город — инновационный город, использующий информационно-коммуникационные технологии и другие средства для повышения уровня жизни, эффективности деятельности и услуг, а также конкурентоспособности при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в экономических, социальных, культурных и природоохранных аспектах» (определение ООН).

В России проект «"Умный" город» реализуется с 2018 года, его курирует Минстрой РФ в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика».

Направления, которые затрагивает программа:

  • городское управление (платформа по вовлечению граждан в управление городом, «цифровой двойник» города);

  • «умное» ЖКХ (центр «умного» городского управления);

  • «умный» городской транспорт (внедрение системы фото-видеофиксации нарушений ПДД, интеллектуальное управления движением).

Цель проекта «"Умный" город» — комплексное повышение эффективности цифровой трансформации и автоматизации базовых проектов. Технологические преимущества:

  • доступность множества цифровых сервисов для людей;

  • цифровизация ЖКХ.

Проект «"Умный" город» касается внедрения технологий в городскую среду. В России запущено несколько пилотных проектов по цифровизации ЖКХ, в основном на базе новых жилищных комплексов, так как внедрять технологии проще на начальном этапе, чем реконструировать старый фонд. В принципе, неразрешимых задач не существует. В целом идет сбор экспертных оценок, данных и анализ, с тем чтобы понять, как необходимо будет модифицировать нормативно-правовые акты. Лишь комплексный подход может сделать город «умным».

Преимуществами «умного» города смогут воспользоваться:

  • горожане: все сервисы должны быть доступны для обычных людей;

  • предприниматели: доступность сервисов для малого и среднего бизнеса влияет на инвестиционную привлекательность города;

  • городские власти: цифровизация управления на уровне города, работа с обращениями граждан.
KPI «умного» города — использование государственных и муниципальных услуг в электронном виде как один из основополагающих этапов вовлечения граждан в управление городом.

Основополагающая задача в «умном» городе — платформенное вовлечение граждан в управление городом. Человек живет в городе и сам должен решать, как должен быть оформлен парк, где устроить парковку.

Проект будет реализован совместно с Минкомсвязью, на Едином портале государственных услуг. В пилотных городах уже тестируется аналитика по развитию города, которая учитывает не только собственные данные, но и мнение жителей города. Если горожане будут вовлечены в управление, будут принимать решения и станут участвовать в реализации проектов городского масштаба, то будут объективнее оценивать их.

Система целевых показателей реализации проекта «"Умный" город» к 2024 году:

  1. увеличение количества людей, вовлеченных в управление городом;

  2. IQ городов — индекс цифровой трансформации городского хозяйства; оценивается, насколько информационно-коммуникационные технологии внедрены в структуру управления.

Влияние пандемии на развитие проекта в России

Увеличилось количество бесконтактных взаимодействий города и человека, людей между собой.

Некоторые процессы, связанные со сложными и многократными взаимодействиями человека и аппарата управления, требующие личного присутствия заявителя, давно требовали упрощения и оцифровывание. Это стало возможным и необходимым, в связи ограничениями введенными из-за пандемии.

Банк решений для «умного» города

Платформа сохраняет наиболее эффективные решения, зарекомендовавшие себя в различных городах. У каждого города разная совокупность проблем, нет единого набора, но есть базовые решения, актуальные для большинства. Таким образом, администрация, муниципалитеты и предприниматели могут подобрать подходящие решения точечно.

Обмен опытом с другими странами

Для развития проекта «"Умный" город» происходит большое количество встреч в рамках рабочих групп в ООН и на международной арене. У нас достаточно много хороших цифровых решений, что позволяет их масштабировать не только на территории РФ. Лучшие практики из международного опыта также перенимаются и включаются в концепцию «"Умный" город».

Сильные и слабые стороны России в рамках развития системы «умных» городов

Россия обладает широким набором территориальных, климатических, этнических, особенностей, что не позволяет создать шаблонное решение, подходящее для всех городов. Тем не менее можно выработать спектр решений для сходных проблем с учетом особенностей региона.

Вопрос этики использования данных граждан

Россия стоит в начале пути выстраивания принципов безопасного хранения и обработки информации. Основная проблема — отсутствие четкого регулирования, поставщикам данных пока не на что опираться. Частично эта ответственность лежит на государстве. Предстоит создать правила игры, понятные всем, на уровне глобального сообщества — привести регулирование к общим международным стандартам.

Прозрачность в вопросах работы государства

Прозрачность — то к чему стремится государство. «Умные» города, центр управления регионом, платформы для гражданских инициатив или жалоб — целью создания всего этого является возможность понимать принципы, контролировать работу системы государственного управления.

Случай из практики

Анатолий Курманов, директор проектов АНО «Диалог», рассказывает о создании в субъектах Федерации центров управления регионом (ЦУР).

30 января 2020 года Владимир Путин поручил Правительству совместно с главами регионов и при участии АНО «Диалог» до 1 декабря 2020 года обеспечить создание и функционирование в субъектах Российской Федерации центров управления регионами и представить предложения по созданию и функционированию аналогичных центров в муниципальных образованиях. Должны быть предусмотрены разработка и использование единой цифровой платформы, располагающей механизмом обратной связи, должен быть учтен положительный опыт Москвы и Московской области.

Мнение жителей — первое, что учитывается при формировании повестки для работы органов государственной власти и органов самоуправления.

Средства учета мнения:

  • обращения граждан (голосовые сообщения, письменные обращения, система «Инцидент-Менеджмент», единая платформа обратной связи);

  • информационное поле масс-медиа;

  • социологические исследования (прямые опросы).
Пока целью ЦУР стала разработка единого инструмента для обработки мнений граждан. Разработка происходит с учетом опыта регионов и подразумевает мониторинг отзывов граждан различными инструментами.

Этапы внедрения ЦУР:

  1. Подготовка. Обеспечение готовности региона к работе.

  2. Создание. До 1 декабря 2020 года провести обучение, как работать с типовой картой, как отрабатывать обращения жителей (используются механизмы ускоренного решения проблем).

  3. Функционирование. До конца 2021 года запланировано создание механизмов непрерывной оптимизации (бережливое производство), создание муниципальных ЦУР в «умных» городах.

  4. Развитие. Будет запущена система внедрения лучших практик, обеспечено создание муниципальных ЦУР во всех субъектах.

Одной из задач ЦУР стала синхронизация деятельности национальных проектов по цифровому развитию городов и регионов для достижения максимального социально-экономического эффекта. В частности, предусмотрено создание муниципальных центров управления и центров управления в пилотных проектах по обустройству «умных» городов.

Некоторые регионы подключились к проекту еще до создания нормативной базы и уже находятся на этапе функционирования. Это Республика Башкирия, Республика Мордовия, Нижегородская область, Рязанская область, Калужская область, в ближайшее время к этому списку присоединится Республика Татарстан.

Обучение специалистов в регионах во многом носит консультационный характер, происходит отладка работы, обмен опытом, выстроена командная работа.