#3 Цифровой этикет с Ольгой Лукиновой
Наш гость Ольга Лукинова рассказывает, как правила общения в электронной почте и соцсетях помогают в личной и профессиональной коммуникации и почему сегодня это тесно связано с вопросами репутации.

Также в выпуске звучат комментарии:

— Александр Шепилов, директор Центра организационного развития Агентства стратегических инициатив;
— Александр Соловьёв, заместитель начальника Департамента экономики Администрации Томской области;
— Ирина Кириллова, начальник управления проектно-аналитической и контрольно-организационной работы Департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области.

Подкаст доступен на платформах:

Google Podcasts
Яндекс Музыка
Apple Podcasts
VK
Spreaker
Summary

Что такое цифровой этикет и когда он появился?

Цифровой этикет — это правила поведения, принятые в том или ином обществе и адаптированные в цифровой среде. Впервые правила цифрового этикета сформулировала Вирджиния Ши в книге «Нетикет». Книга вышла в 1994 году в Сан-Франциско и содержит 10 заповедей о том, как вести себя в киберпространстве.

Основная идея этих заповедей: находясь в мире «цифры», нужно оставаться человечными, не забывать, что по другую сторону монитора тоже сидит человек со своими чувствами и эмоциями. Важно понимать отличие от цифровой этики от цифрового этикета. Этика — это совокупность моральных и нравственных норм и принципов. Этикет — форма поведения, правила, которые мы используем в жизни.


О телеграм-канале «Цифровой этикет»

Ольга Лукинова ведет телеграм-канал «Цифровой этикет», у него уже более 9000 подписчиков. Канал привлекает людей, которые уже сегодня думают об этикете и экологичной коммуникации, о том, как быть корректными, тактичными и вежливыми в интернете. К сожалению, те, у кого с этикетом не очень, никогда не приходят на подобные каналы, хотя этот канал в первую очередь для них.

Бизнес и те, кто связан с коммуникацией по работе, чаще интересуются цифровым этикетом. Сравнительно редко за информацией обращаются региональные муниципальные работники.


Базовые принципы цифрового этикета

Сравнивая цифровой этикет, светский этикет, деловой этикет, можно понять, что нормы этикета вообще складываются из традиций. И если традициям светского этикета уже несколько веков, то традиции цифрового этикета формируются чуть более 25 лет.

Принцип цифрового этикета — здравый смысл и экономия ресурсов. Мы стараемся сделать так, чтоб действие, которое мы хотим совершить, потребовало от другого человека минимального количества ресурсов.


О чем можно договориться в рамках цифрового этикета

Пока мы не договорились о чем-то, действует правила базового цифрового этикета. Границы допустимого широко варьируют: что приемлемо одним, неприемлемо для других.


Правила Центра подготовки руководителей цифровой трансформации

Когда в коллективе всего 5–10 человек, все друг друга знают и разделяют культурные и социальные установки, можно легко договориться устно. Когда же команда вырастает, в ней уже больше 50 человек, и снова и снова приходят люди, которые медленнее погружаются в контекст, не имеют опыта онлайн-общения, возникает необходимость выстроить границы, обозначить базовые принципы общения.

Правила, созданные в Центре, уникальны тем, что они не ограничивают сотрудников и участников коммуникации, а дают подсказку и направление. Чаще всего корпоративные правила предусматривают ряд ограничений и штрафов, и из-за этого сотрудники явно или скрыто отторгают их.


Корпоративный этикет

Правила корпоративного этикета часто встречаются в больших корпорациях, в качестве примера назовем Газпром, РЖД, там, где результативность и эффективность компании зависит от коммуникации, в особенности когда общение сотрудников и клиентов происходит по большей части удаленно.


Случай из практики

Александр Шепилов, директор Центра организационного развития Агентства стратегических инициатив, его стаж на госслужбе — около 15 лет.

Цифровые технологии достаточно глубоко интегрированы в государственных органах. Гаджеты, мессенджеры, чаты, видео-конференции, площадки для вебинаров — всем этим госслужащие пользуются достаточно активно, но это не определено какими-то гайдами и правилами, инструкциями или регламентами. Интенсивность использования технологий во многом зависит как от самого сотрудника, и руководителя, так и от направления работы и от структуры отдела.

Насколько эффективно и корректно используют технологии Регламентирован аспект кибербезопасности, приоритет программного обеспечения отечественного производства. По цифровым каналам ограниченно передается конфиденциальная информация, тем более информация, представляющая государственную тайну.

С точки зрения этикета, цифровое общение пока не регламентировано.

Разница в использовании средств общения на госслужбе и вне ее Вне госслужбы средства цифрового общения используются гораздо активнее и вопросы цифрового этикета стоят более остро. В зависимости от состава рабочих групп, от количества участников допускается несколько неформальное общение.


Цифровой этикет и цифровая репутация

Можно разделить понятия «цифровой этикет» и «цифровая репутация». Этикет — это про взаимодействие и коммуникацию, а все, о чем заявляет пользователь через соцсети, весь контент относится ко второму. Цифровой этикет и цифровая репутация взаимосвязаны. Репутация складывается на основе того, как вы ведете себя в общении.


Госслужащие в социальных сетях


Все чаще люди задумываются о том образе, который они создают в соцсетях. Все понимают, что, как только человек получает высокопоставленную должность, это сразу привлекает внимание аудитории, и в первую очередь обращают внимание именно на соцсети.


Случай из практики

Александр Соловьев, заместитель начальника департамента экономики Администрации Томской области; его стаж на госслужбе — около двух лет.


Самое заметное изменение за последние годы — переход задач с бумажных носителей в Trello. Появились групповые чаты, в том числе используют правила Центра подготовки руководителей цифровой трансформации.


Последствия несоблюдения цифрового этикета

Согласно статистике сайта HH.ru, 15% работодателей хотя бы раз увольняли за некорректное поведение в Сети, негативные комментарии в адрес коллег,партнеров,клиентов, морально-этический облик.

В последние время явно прослеживается необходимость сформулировать некие нормы для ведения личных социальных сетей сотрудниками. Примером можно назвать договор бренда и амбассадора — блогера, который будет представлять этот бренд в социальной сети.


Случай из практики

Ирина Кириллова, начальник управления проектно-аналитической и контрольно-организационной работы департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области, ее стаж на госслужбе — более 5 лет.

С развитием технологий, точнее в течение последних двух лет, все чаще используются мессенджеры. На начальном этапе существовал некий запрет, но со временем мессенджеры уверенно вошли в жизнь госслужащего.

Правил выбора программных средств коммуникации нет, все зависит от сотрудника и его целей и компетенций.

Все еще необходимо регулирование общения в мессенджерах для сохранения гостайны.


Как начать вводить правила цифрового этикета в компании

Допустим, у вас небольшая компания и вы еще не готовы вводить подробные регламенты общения. Начать можно с того, что попробовать договориться с сотрудниками, дать обратную связь о том, что именно допустимо или нет в вашей коммуникации.

Когда договоренности не работают, можно попробовать использовать небольшие хитрости, например:

— если сотрудник обращается во внерабочее время, предложите напомнить о просьбе утром;

— если сотрудник использует много голосовых сообщений, можно посетовать, на то, что голосовые сообщения не сохраняются и информация теряется, попросить продублировать текстом.

Любые правила и регламенты общения нет смысла строить на запретах. Все, что вводится, должно отвечать интересам обеих сторон в общении, давать дополнительные возможности, силу и энергию на продуктивное общение, а не вводить как можно больше грубых запретов или ограничений.