#10 Дистанционное образование с Дмитрием Рогозиным
Мы поговорили о влиянии пандемии на высшее образование с Дмитрием Рогозиным, заведующим Лаборатории методологии социальных исследований ИНСАП РАНХиГС. Насколько успешно российские университеты адаптировались к новому вызову? Почему далеко не все студенты и преподаватели в восторге от дистанционного обучения? Какие новые практики закрепятся в российском образовании?

Также проблемы перехода обучения в цифровой формат прокомментировала Дарья Дуденкова, старший педагогический дизайнер Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН.
Подкаст доступен на платформах:

Google Podcasts
Яндекс Музыка
Apple Podcasts
VK
Spreaker
Summary

Министр образования и науки Валерий Фальков: «Сегодня можно сказать, что переход на дистанционный формат работы был безальтернативным и в большинстве российских вузов он в целом прошел успешно. Российская система высшего образования с данным вызовом справилась».

Перед нами тот редкий случай, когда не хочется возражать министру. Обозначены две важнейшие составляющие перехода: безальтернативность (отсутствие выбора) и успешность. Людям, включенным в сферу образования, удалось адаптироваться к новым условиям работы.

Сейчас дистанционное образование не противопоставляется очному образованию. Никто не говорит о том, что дистанционное образование должно его заместить в будущем.


Критерии успеха перехода на дистанционное образование

Министерство определяет успешность перехода по отчетам. Для представителей академической среды первый признак успешности перехода — обсуждение возникших практик, тема вошла в топ наравне с распространением коронавируса, есть аргументы «за» и «против».

Второй признак — практически никто из преподавателей, в том числе представителей старой школы, «не сошел с дистанции».

Третий признак — рост интереса к цифровым инструментам, связанным с дистанционным образованием.

Четвертый признак — большинство студентов достаточно лояльно перешли на дистанционное обучение.


Был ли выбор у преподавателей и студентов, переходить или нет на дистанционное обучение?

Существуют ли альтернативные сценарии развития событий? Выбор есть всегда — мы не попали в ситуацию «электронного рабства». Всегда есть индивидуальный выбор и коллективный выбор. Но в ситуации пандемии, в чрезвычайной ситуации, в которой мы оказались, не обойтись директивами. Конечно, нужно договариваться, совместно искать пути решения, поэтому проводятся дорогостоящие опросы, исследования, которые дают представление о реальной картине событий, указывают направления для поиска решений появляющихся проблем.


Альтернативы нет, но она есть

Что именно не нравится студентам и преподавателям в дистанционном образовании? По результатам исследования, практически 70% студентов и 85% преподавателей предпочитают очную форму дистанционной. Эти показатели означают, что опрос проведен качественно, так как показатели соответствуют здравому смыслу. Очное образование — это вещь эксклюзивная и должно цениться выше.

В середине апреля был проведен опрос преподавателей, в середине мая — студентов. Тогда как раз была середина периода самоизоляции, эти цифры нельзя считать первичным отрицанием.

Почему так? В подобных опросах очное образование чаще противопоставляется не дистанционному, а заочному.

Обычно протесты касаются не собственно дистанционного образования, а образования обезличенного. Дистанционная часть в идеале дополняет, поддерживает очное образование.

Дистанционное образование — образование с применением цифровых технологий, не стоит его ассоциировать с полностью самостоятельным обучением.

Первоначально дистанционное образование ассоциировалось не только с переводом на дистанционное обучение, но и с административным произволом: усилится контроль, будет введено отслеживание и сохранение цифровых следов.

Хорошей лекции или семинару в первую очередь мешает администратор, который пытается просчитать эффективность мероприятия.


Какие форматы онлайн-образования наиболее перспективны?

Будущее — за комбинированными форматами. Прежде всего, будут актуальны те, которые составляет сам преподаватель. Даже самый эффективный набор инструментов не будет приносить результатов, если будет навязан преподавателю извне.

Наибольшую критику вызывают стандартизированные образовательные программы, предусматривающие дополнительный контроль за студентами. Чем больше менеджмента внедряется в образовательную структуру, тем менее эффективным будет процесс. Процесс образования — это территория свободы.

Нельзя выделить один формат как самый эффективный. Должна быть возможность выбора, разнообразие, отказ от стандартизации, унификации, «подгонки» преподавателя под формат.

Переход к дистанционному образованию — шаг в сторону либерализации образования. Либерально настроенные в смысле взаимодействия со студентами профессора и доценты более восприимчивы к введению новых форм преподавания.


Новые роли в образовательном процессе

Дистанционное преподавание перестает быть деятельностью, где определена только одна роль — преподаватель. Появляются и другие роли: продюсер, который совместно с профессором создает программу обучения, модератор, системный администратор.

Преподавание — коллективная деятельность по созданию образовательных продуктов.


Что изменится в сфере образования после пандемии?

Откат будет обязательно, но эта ситуация дала дополнительные возможности тем, кто хочет изменений.

С одной стороны, возможно обогащение образования разнообразными практиками, но общая ситуация вряд ли изменится, так как сфера образования очень консервативна.

С другой стороны, пандемия ускорила процессы трансформации образования. Возможно, современные методы образования станут привычными не только для молодых, но и для возрастных преподавателей. Кроме того, дистанционное образование поможет сгладить пространственное/географическое неравенство российского образования. Централизация высшего образования не будет столь бросающейся в глаза. Возможности дистанционного образования откроют пути для талантливых региональных преподавателей.

Образование будет восприниматься как сетевая структура. Появится реальная возможность приглашать специалистов со всего мира, налаживать образовательные связи не только как «преподаватель — студент», но и шире: преподаватель — преподаватель — студент — бизнесмен. Будут складываться и функционировать команды, «производящие» новые знания. Образовательные траектории можно будет построить не только для студента, но и для самого преподавателя.

В последнее время наметилась тенденция: все идет к тому, что бакалавриат станет обязательным. Государство будет декларировать право на всеобщее высшее образование для всех граждан России.


Как переход на дистанционное обучение может повлиять на классовое неравенство?

Неравенство постоянно растет, когда вводятся инновации. Любое новшество вводится через ограниченные каналы и потому не может быть доступным всем.

Дистанционное образование, если она правильно поставлено, позволяет преодолеть неравенство относительно доступа к знаниям. По опыту западных стран мы видим, что даже если обучение проходит дистанционно, у студента всегда есть возможность встретиться с профессором.


Случай из практики

Дарья Дуденкова, старший педагогический дизайнер в Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН.

Никто не был готов к онлайн-обучению, не знал, как правильно его построить. Переход был вынужденный и неприятный. Правильно организованное онлайн-образование может быть настолько же эффективным и полезным, как и очное.

Проблемы, с которыми сталкивается образование при переходе в дистанционный формат:

Технические проблемы. Решить их проще всего:

Работа с Zoom, Системой управления обучением (Learning Management System, LMS).

Как преподавать? (правильный выбор модели обучения). Педагогические модели обучения:

  • Бихевиоризм: чтобы что-то знать, нужно это выучить.

  • Когнитивизм: чтобы что-то сделать, нужно пройти разные уровни восприятия (запоминание, понимание, применение, анализ, оценка, создание нового на базе знаний).

  • Конструктивизм: знание нельзя передавать учащемуся в готовом виде, учитель выступает как наставник.

Большинство учебных заведений пользуется двумя первыми моделями, третьей уделяют несправедливо мало внимания.


Что преподавать? При работе по первым двум моделям нам было важно, чтобы студенты запомнили все: они были отрезаны от источников данных и должны были держать все в голове. Благодаря интернету все знания доступны, нет смысла тратить когнитивные функции на запоминания того, что можно найти.

Онлайн-образование также необходимо строить с использованием модели конструктивизма, так как первые две модели устарели. Когда преподаватель переходит с очного образования на дистанционное, появляется ощущение, что ему приходится прикладывать больше усилий и больше работать, но это связано не с формой обучения, а с переходом на новую модель обучения. В конструктивизме важна высокая степень самостоятельности студента, ответственность за работу.