#4 Инклюзивная среда с Валерией Курмак
Наш гость — Валерия Курмак, эксперт по инклюзивному дизайну и доступной среде для людей с инвалидностью. С ней беседовали директор Центра Ксения Ткачева и эксперт Центра перспективных управленческих решений Олег Шакиров. Они обсудили проблемы создания инклюзивной среды и опыт «Сбербанка» в проектировании интерфейса для людей с особыми потребностями.
Подкаст доступен на платформах:

Google Podcasts
Яндекс Музыка
Apple Podcasts
VK
Spreaker
Summary

Что такое инклюзивная среда

Инклюзия (англ. включение) должна быть во всех сферах жизни человека, потому что люди с инвалидностью имеют точно такие же потребности, как у нас с вами. Они хотят получить образование, они хотят работать, они хотят иметь семью, взять ипотеку, жить в квартире, то есть потребности абсолютно точно такие же. При наличии инклюзии государство думает о том, как эти люди будут включены в общество, во все сферы, включая образования.

Инклюзивность среды — это доступность возможностей, которые эта среда дает человеку вне зависимости от его особенностей.


Люди с особенными потребностями


Для описания категории людей с особыми потребностями есть интересная модель Microsoft, она говорит о том, что есть постоянные и временные особые потребности. Например, человек, у которого нет руки, постоянно испытывает потребность в каких-то услугах. Для сравнения: человек, который сломал руку, нуждается в тех же услугах временно, но потребности у него все те же самые. Сравним также с человеком, который несет сумки: Для того чтобы пользоваться на телефоном, у него только одна рука.

Почему мы чаще всего говорим про инвалидность? Потому что это такие "экстремальные" пользователи, которые позволяют вам рассмотреть очень большое количество жизненных сценариев. И вот возвращаясь к этой модели Microsoft, мы берем этого экстремального пользователя. Если вы проектируете сервис таким образом, что сервис доступен для подобного клиента, то он подойдет и для реализации большого количества других сценариев.


Доступность сайтов для людей с ограниченными возможностями

Специальная версия сайта для людей с ограниченными возможностями не удовлетворяет потребностей всех людей с инвалидностью. Например, незрячие люди не смогут воспользоваться таким сайтом, потому что сайт должен быть сверстан таким образом, чтобы он был доступен. Кроме того, если сайт изначально сверстан корректно, например сделана адаптивная верстка, то можно использовать увеличение до нужного размера, а не только до тех параметров, которые есть в этой специальной версии. Для глухих людей аудиоконтент сайта полагается сопровождать субтитрами. Например, для людей, у которых нет рук или есть нарушение моторики, важно, чтобы сайт был управляемым без мышки, только с клавиатуры. Итак, если у вас есть специальная версия сайта, это не значит, что ваш сайт доступен для всех людей с разными особенными потребностями. Есть гайдлайны, есть стандарты, которые позволяют прочитать о том, как сделать так, чтобы цифровая среда или сайт были доступны. Один из них сделан для Сбербанка, и он выложен в открытый доступ.


Что может дать толчок для создания инклюзивной цифровой среды

В Англии есть термин purple pound — то количество денег, которые недополучает бизнес, если он не инклюзивный, потому что люди с инвалидностью чаще всего находятся в таком состоянии не с рождения. Большинство получают инвалидность в уже достаточно взрослом возрасте, эти люди вдруг оказываются в ситуации, когда они не могут сходить в кафе. Еще пример: с возрастом человек теряет слух, и он не пойдет со своими внуками в кинотеатр, потому что там нет субтитров. К тому же у бизнеса есть не только этические вопросы, но и прямой коммерческий интерес.

У государства есть несколько стимулов, например включение как можно большего количества граждан в процесс выборов. В целом, когда у людей есть возможность совершать все взаимодействия удаленно, экономится очень большое количество ресурсов, человеческих, материальных, процессы улучшаются, потому что большинство ошибок связаны именно с человеческим фактором.


Руководства для проектирования цифровых продуктов

В 2016 году был принят Федеральный закон № 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», в соответствии с которым сервисы в физической и цифровой средах должны быть доступны для всех. Очень важно, что этот закон касается всех организаций вне зависимости от их отношения к государству.

Для обустройства физической среды есть СНиПы. Что касается цифровой среды, к сожалению, существующий стандарт не актуален, не учитывает потребности всех людей (например, людей без рук, парализованных и т. д.).

Если давать рекомендацию, каким стандартом руководствоваться при разработке или адаптации цифровой среды с учетом инклюзивности, то я бы советовала использовать международный стандарт Web Content Accessibility Guidelines (WCAG), где собран экспертный опыт всего мирового сообщества.

Также можно пользоваться гайдлайном, разработанным для Сбербанка, документ адаптирован таким образом, чтобы нашим разработчикам и дизайнерам было понятно, что конкретно в этом гайдлайне зависит от них, есть примеры, как найти решение задач связанных с созданием инклюзивной среды, и примеры реализованных проектов.


«Не адаптируй, а предусматривай»

Часто, когда мы не подумаем заранее, приходится строить «костыли» потом. И в этом смысле, например, пандусы — это «костыли», на которые нужно потратить много денег, но эту задачу можно было решить еще на этапе проекта. Например, вполне реально предусмотреть вход на уровне дневной поверхности, как в супермаркетах, где никаких лестниц, мамы с колясками, инвалиды попадают внутрь без дополнительных усилий, и нет необходимости тратить деньги и строить эти пандусы.

Если говорить про цифровую среду, то аналогичный «костыль» — создание специальной версии для людей с ограниченными возможностям или отдельного сайта для слабовидящих и незрячих, и этот отдельный сайт не обновляется, содержит ошибки. Если подумать заранее, то проект будет стоить очень мало денег и будет все хорошо работать. Например, можно сразу закладывать, что шрифты должны быть контрасты относительно текста и сайт сделан адаптивно. Люди будут увеличивать размер шрифта так, как им нужно, не придется делать специальную версию сайта для слабовидящих.


Международные стандарты в области инклюзивной среды

Международное сообщество экспертов ежегодно собирается для обсуждения, что нужно добавить в основной документ Web Content Accessibility Guidelines (WCAG), Технологии не стоят на месте, и если в первых версиях очень подробно описано, как работать с полными версиями сайтов, то новой версии появилось руководство по работе с мобильными версиями.

В Конвенции ООН о правах инвалидов даже закреплено обязательства делать услуги, доступные для всех, и там даже есть такой термин «универсальный дизайн». Речь идет о том, что дизайн должен быть удобным для всех. Нет никакой инструкции, как сделать универсальный дизайн, это скорее про то чтобы думать о пользователе. Например, вы делаете плитку для слабовидящих, но при этом женщина на каблуках может споткнуться, человеку на коляске тоже будет неудобно, то есть нужен какой-то компромисс и какое-то решение которое удовлетворит всех.


С какими сложностями сталкиваются люди с ограниченными возможностями в цифровой и физической среде


По результатам исследования Сбербанка оказалось, что самой большой проблемой является коммуникация. Поскольку практически ни у кого нет опыта взаимодействия с человеком с инвалидностью, мы не понимаем, как с ним взаимодействовать, мы боимся его обидеть. И это приводит к тому, что наши коллеги просто не хотят оказаться в неловкой ситуации, поэтому они не будут делать ничего: ни помогать этому человеку, ни взаимодействовать с ним, просто чтобы не оказаться в неловкой ситуации. Очень много стереотипов относительно людей с ограниченными возможностями, и, наверное, самая большая задача, которая стоит перед государством, — это разрушение стереотипов,

Если мы говорим о людях с нарушением слуха, то вроде они все видят и увеличение не нужно. Однако при заказе на сайте нет окошка обратной связи, и подтверждение заказа только по телефону. Пользователь уже не может связаться с магазином. А дальше ему будет звонить курьер, приедет к нему по адресу и примется нажимать звонок, который никто не услышит. Такой простой пример показывает, как важно думать о том, как будет действовать человек на всем пользовательском пути.

Если говорить о людях с нарушением зрения, то если человек что-то не понимает на сайте, есть сервис Be My Eyes. Незрячий человек включает камеру и показывает, то с чем он не может справиться. Одна из непреодолимых сложностей для незрячих — это CAPTCHA (Completely Automated Public Turing test to tell Computers and Humans Apart), когда нужно ввести код, который незрячий человек не видит.

Для того чтобы проверить насколько ваше приложение или сайт доступны для людей с ограниченными возможностями, можно воспользоваться автоматизированными сервисами, обратиться во Всероссийское общество инвалидов либо в специализированные интернет-сообщества или группы в соцсетях.