Квест
Как провести цифровую трансформацию МФЦ
Цифровая трансформация набирает обороты. Города и посёлки один за другим встраиваются в единую систему.

Вам предстоит наладить работу нового многофункционального центра (МФЦ) в одном из небольших городов России.
Пройти квест
Руководство направило вас в город N, чтобы разобраться с проблемами в работе нового МФЦ.

Вы приезжаете туда и видите длинную очередь перед входом. Люди переговариваются, делятся друг с другом проблемами.

Чтобы узнать, о чём они говорят, вы присоединяетесь к очереди, прислушиваетесь к разговорам и на всякий случай записываете. Кто-то получает свой первый паспорт, кто-то пришёл восстанавливать потерянные документы.

В итоге вы собрали внушительный список самых разнообразных, но вполне обычных запросов. Ничего экстраординарного.

Что вы сделаете со списком?
Может быть, «цифровая трансформация» звучит очень глобально и ассоциируется с высокими технологиями и большими данными. Тем не менее вы только что познакомились с её верхним уровнем на практике: это жизненные ситуации, которые определяют, какие сервисы необходимы гражданам и бизнесу. Так что сохраните список.
Отлично! Будем считать, что вы познакомились с верхним уровнем платформы на практике: жизненные ситуации, которые определяют, какие сервисы необходимы гражданам и бизнесу.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Список жизненных ситуаций в черновом варианте готов. Для того чтобы в этих ситуациях люди могли получить необходимые услуги (и лучше без очередей), стоит что-то поменять. Что же?
Обучение — это хороший шаг, который, возможно, поможет ускорить работу. К сожалению, даже самые квалифицированные сотрудники не смогут показать высокий результат, если сам процесс организован неэффективно. Стоит поработать с тем, как организованы каналы связи — механизмы и интерфейсы взаимодействия с гражданами. А вот после реорганизации процессов обучение будет очень кстати.
Отлично! Стоит поработать с тем, как организованы каналы связи — механизмы и интерфейсы взаимодействия с гражданами. После реорганизации процессов обучение будет очень кстати.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Наконец вы оказываетесь внутри МФЦ. Что же вы видите? Почти все действия сотрудникам приходится выполнять вручную: раз за разом обращаться в архив, заполнять справки и формы, разбираться, с чем именно пришёл посетитель и как ему помочь. А кто или что поможет сотрудникам МФЦ?
Увидеть недостатки существующих процессов и предложить более эффективную схему — шаг к успеху. Если получившиеся алгоритмы работы автоматизировать с учётом возможностей новых технологий, то можно получить прикладные сервисы — набор универсальных средств, ключевую составляющую цифровой платформы государства.
Разумеется, автоматизация — это верный шаг. Но сами процессы от этого не изменятся! Стоит проанализировать недостатки существующих процессов и предложить более эффективную схему с учётом возможностей новых технологий. Если автоматизировать получившиеся алгоритмы работы, то можно получить прикладные сервисы — набор универсальных средств, ключевую составляющую цифровой платформы государства.
Стоит проанализировать недостатки существующих процессов и предложить более эффективную схему с учётом возможностей новых технологий. Если автоматизировать получившиеся алгоритмы работы, можно получить прикладные сервисы — набор универсальных средств, ключевую составляющую цифровой платформы государства.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Сервисы необходимы! Для того чтобы такая система заработала, необходимо прописать огромное количество условий и алгоритмов, предусмотреть все возможные пути доступа к нужной информации. Это серьёзная и дорогостоящая задача. Откуда взять деньги на ее выполнение?
Конечно, обратиться за финансированием стоит, если задача решается впервые. Но сначала стоит проверить: возможно, необходимое уже создано, и вам остается воспользоваться готовым результатом. Базовые системные сервисы и инструменты, составляющие ядро платформы, можно использовать многократно и адаптировать при необходимости. Это один из принципов создания платформы.
Верно! Возможно, необходимое уже создано, вам остается воспользоваться готовым результатом. Базовые системные сервисы и инструменты, составляющие ядро платформы, можно использовать многократно и адаптировать при необходимости. Это один из принципов создания платформы. Ну, а если задача решается впервые, конечно, целесообразно обратиться за финансированием.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Допустим, необходимые программы уже существуют и доступны для использования. С какими данными они будут работать?
Государственные данные уже постепенно оцифровываются, переводятся в машиночитаемый вид, а специальные алгоритмы делают работу с ними доступной. Подключение к системе управления данными важный шаг цифровой трансформации!
Да, какое-то время по-прежнему придется пользоваться почтой и что-то вводить вручную, но работа уже идет: государственные данные постепенно оцифровываются, переводятся в машиночитаемый вид, а специальные алгоритмы делают работу с ними доступной. Подключение к системе управления данными важный шаг цифровой трансформации!
Дальше
Проверить
Узнать результат
Вы уже поняли, что предстоит много работы. Время подготовить предварительный отчет для руководства. Для этого вы решили воспользоваться одним из компьютеров...если он так «подтормаживает» в офисных программах, то что же происходит при работе в информационных системах?

Вы проверяете другие компьютеры и понимаете, что со многими аналогичные проблемы. Что делать в таких условиях?
Да, это необходимый шаг, но его необязательно выполнять самостоятельно. В рамках цифровой трансформации используется сервисный подход: ваша задача — грамотно оценить ситуацию и поставить задачу, а подбором технических средств, программным обеспечением и технической поддержкой занимается поставщик услуг.
Отлично! В рамках цифровой трансформации используется сервисный подход: ваша задача — грамотно оценить ситуацию и поставить задачу, а реализацией — подбором технических средств, программным обеспечением и технической поддержкой занимается поставщик услуг.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Вы только что познакомились с концепцией «Государство как платформа» и узнали, какие процессы происходят на каждом уровне платформы и как они связаны между собой.

Надеемся, что вы усвоили главное правило: к следующему, верхнему, уровню можно двигаться тогда, когда на предыдущем уровне всё для этого готово. И если проблема не решается на текущем уровне, вероятно, стоит искать её на предыдущем.

Не запутаться поможет вот этот список:

1. Обеспечить инфраструктуру.
2. Организовать общий пул данных и доступ к нему.
3. Создать или переиспользовать базовые системные сервисы.
4. Создать или переиспользовать прикладные сервисы.
5. Организовать каналы связи с гражданами и бизнесом.
6. Организовать оказание услуг с учетом всего набора жизненных ситуаций.

Вы всегда можете вернуться к теме «Государство как платформа» и углубить свои знания по этим ссылкам:

Пройти еще раз