Заключение и рекомендации

Пандемия COVID-19 существенно изменила экономическую и социальную жизнь России и стала катализатором наметившихся ранее процессов цифровизации. Радикальные перемены почувствовали на себе и население, и представители деловой среды, и государственные служащие. С точки зрения ⅕ жителей страны, коронавирус вызвал кризис в отечественной экономике. Того же мнения придерживаются представители бизнеса: ⅔ из них уверены, что вести бизнес в сложившихся условиях затруднительно.
По мнению опрошенных экспертов, меры государственной поддержки бизнеса и населения были в основном разумными, однако по большей части давали кратковременный эффект. С начала пандемии и на протяжении 2020 года государственная поддержка российской экономики носила главным образом монетарный характер. Субсидии в первую очередь получили крупные предприятия, а социальную поддержку — наиболее социально уязвимые группы населения. После того как первая волна коронакризиса осталась позади, целесообразно, по мнению экспертов, сместить фокус госполитики с монетарных на регуляторные меры:
  • Формирование благоприятных условий для ведения бизнеса (путем ослабления регуляторной нагрузки, оптимизации налоговой политики и т. д.);

  • Сохранение/повышение доходов населения за счет создания новых или сохранения старых рабочих мест, а также формирование новых компетенций, которые будут востребованы в цифровой экономике.
Поскольку часть предприятий закрылась, для восстановления экономической стабильности целесообразно подготовить устойчивую почву тем, кто идет им на смену. По оценкам экспертов, принявших участие в исследовании, государству разумно было бы дать возможность наиболее активным представителям населения заниматься предпринимательством в более мягких регуляторных условиях — в частности, обеспечить им щадящий налоговый режим, «посткарантинные» налоговые каникулы и мораторий на контрольно-надзорные мероприятия со стороны регулятора в течение длительного периода (от 3 до 5 лет).
Снижению административного давления на бизнес будет способствовать риск-ориентированный подход при организации проверок. Основная контрольно-административная нагрузка должна быть возложена на наиболее опасные производства и организации социальной инфраструктуры, к которым большинство МСП не относится.

В случае расширения программ субсидирования малого и среднего бизнеса представляется целесообразной не только и не столько поддержка наиболее пострадавших отраслей, сколько финансовое стимулирование тех, кто готов меняться и приспосабливаться к новым условиям. Как показывают результаты опроса представителей бизнеса, наиболее перспективной мерой представляется оптимизация внутренних процессов за счет изменения организационной культуры и ЦТ.

Уже сейчас основным барьером для ЦТ становится нехватка ресурсов (кадровых и финансовых) для реализации трансформационных проектов. Большинство представителей российского бизнеса понимают преимущества ЦТ, но часть откладывает ее до лучших, постковидных времен. В этом контексте переориентация институтов развития на целевую финансовую помощь представителям малого и среднего бизнеса в осуществлении проектов ЦТ оправдана — такого мнения придерживаются и предприниматели, и эксперты. Также важно повышать осведомленность МСП о доступных им, в том числе на безвозмездной основе, инструментах и методах ЦТ, которые могли бы повысить их «выживаемость» в новых условиях и увеличить их ценность в постковидной экономике.

Подобные меры, вероятнее всего, найдут поддержку со стороны представителей бизнеса, так как, независимо от пандемии, большинство из них — «цифровые оптимисты».. Они позитивно относятся к развитию науки и технологий, которые, по их мнению, создают новые возможности для бизнеса, в частности:
  • Упрощают анализ эффективности деятельности в целом и отдельных процессов в компании (51%);

  • Позволяют эффективно контролировать работу сотрудников (44%);

  • Повышают скорость принятия решений и дают новые возможности для контроля их исполнения (41%);

  • Помогают эффективно отслеживать работу команды (39%).
Суммируя, укажем два востребованных контура работы государства с предпринимателями.
  • Во внешнем контуре необходимо создать правовую среду, комфортную для ведения (снижение административной нагрузки) и открытия (налоговые каникулы, «посткарантинный» мораторий на активную контрольно-надзорную деятельность) бизнеса.

  • Во внутреннем контуре следует проводить, с одной стороны, более целостную, с другой — более публичную, открытую политику по оздоровлению экономики, а именно: ориентироваться на поддержку наиболее активных, предоставлять государственную финансовую помощь тем, кто готов оптимизировать организационную структуру и практики в соответствии с требованиями новой экономической реальности и с опорой на практики цифровой трансформации.
Что касается населения, то к ноябрю 2020 года 20% стали использовать более активные экономические стратегии: искать дополнительную работу и/или источники дохода либо открывать для себя новые возможности на рынке труда (например, получать дополнительное образование или осваивать новые профессии). В будущем искать новые источники дохода при ухудшении финансового положения готовы 63%.

Жители малых и средних городов, а также сельских населенных пунктов понимают, что их возможности освоения новых цифровых технологий ограничены, и склонны полагать, что цифровизация экономики чревата для них рисками: ростом налогов, сокращением возможностей найти работу в «серой» зоне, потерей рабочих мест. Эти опасения подтверждаются позицией бизнеса, который рассчитывает, что ЦТ позволит оптимизировать работу и сократить рабочие места.
Напротив, представители населения с доходом выше среднего и высоким уровнем образования, живущие в основном в крупных населенных пунктах, уверены, что ЦТ — благо, так как даст им еще больше экономических возможностей в будущем. Существование этих двух точек зрения свидетельствует не только о ценностных и мировоззренческих различиях между разными группами населения, но и о рисках увеличения социального неравенства, во избежание которых необходима работа по повышению цифровой доступности, прежде всего в малых городах и нецентральных регионах.
Чтобы уменьшить риск цифрового и социального неравенства, следует более активно вовлекать представителей разных групп населения в цифровую экономику. В первую очередь нужно стимулировать освоение цифровых технологий, для чего необходима просветительская и образовательная работа, направленная на развитие цифровых компетенций. Как было сказано выше, порядка 45% опрошенных утверждают, что испытывают трудности с освоением цифровых технологий и готовы принять соответствующую помощь со стороны государственных и корпоративных агентов.

Государству имеет смысл скооперироваться с основными игроками высокотехнологичного бизнеса, чтобы совместно сформировать правовое поле, подготовить нормативно-правовые акты, которые будут регулировать цифровой сектор экономики. Во-первых, это позволит снизить тревогу населения, вызванную правилами использования их персональных данных третьими лицами. Во-вторых, разработка правовых принципов будет способствовать развитию электронных систем сопровождения самостоятельной экономической деятельности населения — как минимум в виде большего количества интерфейсов и сервисов (для взаимодействия с налоговой инспекцией, для бухгалтерской поддержки малого предпринимательства и т. п.). Перечисленные меры предварительно требуют решения инфраструктурных проблем, отражающих цифровое неравенство между регионами и отдельными населенными пунктами в регионах.
В текущих условиях на помощь государства рассчитывают лишь 15% населения. Пока же государственное стимулирование экономической активности населения в новых условиях ограничивается социальной риторикой (которая делает упор на необходимости удовлетворять запрос на стабильность и по-прежнему позиционировать государство как ее гаранта).
Более продуктивной стратегией, которая в большей степени соответствовала бы рекомендуемым мерам по поддержке бизнеса с одной стороны и уже запущенным процессам ЦТ компаний — с другой, была бы поддержка инициатив населения по адаптации к новым экономическим реалиям. Как было отмечено ранее, почти половина населения РФ испытывает те или иные сложности с освоением цифровых технологий, и для достижения заметных улучшений на макроэкономическом уровне реализация ЦТ должна сопровождаться инвестициями в человеческий капитал: так, имеет смысл сделать ставку на комплексные (рассчитанные на разные группы населения) программы обучения навыкам, которые будут необходимы для новых профессий. Ускорить освоение цифровых технологий в сложившихся условиях — значит ощутимо ускорить экономическую мобилизацию населения.
Суммируя результаты исследования, можно выделить следующие шаги государства, которые будут продуктивными для преодоления социально-экономических последствий пандемии коронавируса.
1
Во избежание роста социальной напряженности и усиления экономического неравенства государству следует более активно вовлекать представителей разных групп населения в цифровую экономику. В первую очередь нужно стимулировать освоение цифровых технологий, для этого необходима просветительская и образовательная работа, направленная на развитие цифровых компетенций.
2
Проблемы с освоением цифровых технологий — фактор, препятствующий экономической мобилизации населения, то есть активным действиям по сохранению и улучшению своего материального положения. Для достижения целей цифровой трансформации в масштабе страны государству следует направить свои усилия на то, чтобы население более активно осваивало новые навыки, в первую очередь предполагающие владение цифровыми технологиями. При этом представители населения считают, что помощь в освоении цифровых технологий должны предоставлять государство и бизнес – совместно друг с другом.
3
Для повышения экономической стабильности и самостоятельности населения органам государственной власти целесообразно кооперироваться с основными игроками высокотехнологичного бизнеса, чтобы совместно развивать правовое сопровождение цифрового сектора экономики.
4
Для стимулирования экономики на перспективу имеет смысл целенаправленно формировать лучшие условия для ведения бизнеса в стране. Исключительно важным представляется участие государства в том, что касается подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики, создания платформенных решений для передачи, обработки и хранения данных (в частности, для обмена и взаимного обогащения открытых данных между государством и бизнесом).
5
Наиболее востребованная мера поддержки бизнеса — снижение административно-регуляторной нагрузки. Этому может способствовать риск-ориентированный подход при организации проверок.
6
На данный момент 25% компаний вообще не осуществляют у себя ЦТ. Государству совместно с крупным бизнесом следует разработать программы поддержки этого сегмента делового сообщества, которые позволили бы ему решить проблемы при реализации трансформационных проектов:

  • Финансовые (коронакризис сократил доходы и увеличил расходы бизнеса на обеспечение операционной деятельности, резервы используются в первую очередь для поддержания функционирования компаний);

  • Кадровые (не хватает компетентных сотрудников, которые обладали бы необходимыми навыками для внедрения цифровых технологий);

  • Информационные (МСП недостаточно осведомлены о возможностях ЦТ, о ее конкретных инструментах и методах);

  • Управленческие (нет политической воли руководства или отсутствуют менеджеры, которые могли бы грамотно управлять процессами цифровизации).
7
Государственное субсидирование бизнеса целесообразно организовать не по отраслевому принципу и не столько поддерживать наиболее пострадавшие отрасли, сколько финансово стимулировать тех, кто готов меняться и приспосабливаться к новым реалиям. Этот подход может способствовать запуску/активизации процессов ЦТ в компаниях, которые к этому готовы, но из-за кризиса не имеют финансовых ресурсов.
8
Важно более активно информировать МСП о доступных им инструментах и методиках ЦТ, которые могут повысить их выживаемость в новых условиях и их ценность в постковидной экономике.
9
В качестве мер государственной поддержки, которые помогут компаниям преодолеть барьеры на пути к ЦТ, опрошенные в ходе исследования представители бизнеса и эксперты предлагают:

  • Совершенствование нормативно-правового регулирования хранения и обработки данных, пересмотр понятия «персональные данные» для расширения возможностей их использования при создании цифровых решений, включая развитие искусственного интеллекта;

  • Финансовую поддержку МСП, которые отстают по темпам цифровизации; адресную помощь компаниям, готовым меняться и оптимизировать внутренние процессы на основании «цифры», в форме грантов и целевых субсидий (возможно, через институты развития);

  • Создание/развитие на базе центров компетенций продуктов для руководителей и сотрудников бизнеса (обучение руководителей компаний администрированию процессов ЦТ, повышение цифровой бизнес-грамотности рядовых сотрудников).
10
Органы государственной власти находятся в состоянии перехода к клиентоцентричной модели взаимодействия с гражданами, что в текущих условиях предполагает необходимость цифровой трансформации и изменения культуры госуправления. Однако целостного понимания стратегических задач ЦТ в большинстве ОГВ нет — на это указывают сами госслужащие. Они отмечают готовность государства к сотрудничеству с крупным технологическим бизнесом в сфере ЦТ. Органы государственной власти, как показало исследование, испытывают потребность в консультационной поддержке по части реализации ЦТ, и частично такая поддержка могла бы быть предоставлена компаниями цифрового сектора на прозрачной коммуникационной площадке.
11
Для крупного технологического бизнеса наиболее перспективным видится сотрудничество с государством в создании и внедрении цифровых систем в наиболее проблемных сферах социально-экономический жизни страны. В преодолении последствий пандемии и связанных с ней кризисных явлений госслужащие среди цифровых технологий выделяют решения для дистанционного образования, удаленных коммуникаций, цифрового здравоохранения, диджитализации государственных услуг, управления, торговли, транспорта — и готовы более тесно взаимодействовать с коммерческим сектором в разработке и внедрении таких продуктов.
12
Подавляющее большинство госслужащих считает целесообразным создание единого дата-центра для бизнеса и органов власти, который сделает возможными агрегацию и интеллектуальную обработку открытых данных. Для воплощения такого проекта необходимо построение продуктивных взаимовыгодных отношений с крупным ИТ-бизнесом (в том числе «исконно цифровым»).
13
Следует проявлять осторожность при внедрении инновационных технологий, которые могут либо оказаться недостаточно освоенными, либо не полностью отвечать запросам заинтересованных сторон (например, подобное случается при внедрении продуктов и механик с использованием ИИ для решения задач, с которыми пока что значительно лучше справляются люди).
Оставьте обратную связь
Мы будем благодарны, если Вы найдете несколько минут и ответите на вопросы о том, насколько Вам было интересно данное исследование.