Вступительное слово Ксении Ткачевой

Директора Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС
Пандемия спровоцировала критическое изменение привычных процессов и образа жизни, потребовала от нас ответов на вопросы, которые не возникали ранее: от жизни в условиях тотальной неопределенности до необходимости переходить на удаленную работу. Кроме изменений в жизни каждого из нас, появились вызовы и для государства: локдаун, нагрузка на систему здравоохранения, закрытие организаций и сокращение рабочих мест, экономический кризис — и одновременно переход множества процессов в дистанционный режим, более активное использование цифровых технологий, этические риски цифровых продуктов и услуг.
Эти вызовы требуют ответа со стороны государства и общества. Для выработки эффективных мер и стратегий нужно внимательно проанализировать данные разных отраслей и разных групп населения, чтобы определить реальные последствия пандемии, увидеть и зафиксировать изменения в обществе, в жизни людей, в работе государства и бизнеса.
Мы вместе с командой Google задумали это исследование летом 2020 года, когда появилась иллюзия, что к концу года о COVID-19 можно будет говорить в прошедшем времени. Сейчас мы понимаем, что пандемия и все, что ее сопровождает, перешли с нами в 2021 год и могут продлиться еще какое-то ощутимое время, так что выводы нашего исследования и рекомендации, которые мы даем, стали еще более актуальными.
Хотя пандемия началась внезапно и была непредсказуема, для Центра подготовки руководителей цифровой трансформации многие вопросы, о которых общество заговорило сейчас, не были совершенно новыми. Цифровая трансформация и ее влияние на государство и общество, этика цифровых технологий и вопросы качества и доступности цифровых государственных услуг входили в круг тех вопросов, которые мы уже поднимали как в аналитических материалах центра, так и в учебных модулях. Опыт размышлений на эти темы помог глубже разобраться в последствиях пандемии, и главное, в том, как учесть эти последствия при принятии практических решений на государственном уровне и на уровне бизнеса, какие корректировки, стратегии и планы будут оптимальными в дальнейшем.
Один из наиболее важных выводов исследования для меня лично состоит в том, что стратегии, которые население и бизнес выбирают в условиях кризиса, внушают некоторый оптимизм. Можно было бы ожидать популярности консервативных стратегий, которые заключаются в сокращении расходов, максимальной экономии, стремлении переждать сложные времена, надеждах на государственную помощь. Однако исследование показало, что почти половина респондентов выбирает активную позицию: оптимизацию процессов и расходов, поиск новых решений, выход на новые рынки, развитие бизнеса. При всех своих печальных последствиях пандемия для многих стала временем новых возможностей. Очень важно, что мы как общество не ушли в депрессию, сохранили готовность меняться, продолжать жизнь и развитие даже в такой сложной ситуации.
Пока рано делать выводы о долгосрочном влиянии 2020 года, более ясно мы увидим его в течение нескольких ближайших лет. Но уже сейчас можно сказать с уверенностью, что критическими для государства и общества стали вопросы, связанные с цифровизацией, с этикой, с прозрачностью и клиентоцентричностью, с доверием между разными акторами: государством, обществом, бизнесом. Эти вопросы предстоит разносторонне исследовать, совместно активно искать на них ответы, делать практические выводы, и наша команда будет и дальше участвовать в этом поиске.
Клиентоцентричный подход в государственном управлении: навигатор цифровой трансформации / под ред. О. В. Линник, А. В. Ожаровского, М. С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2020. 268 с.

Вступительное слово Марины Жунич

Директора по взаимодействию с органами государственной власти Google Россия
Совместное исследование с РАНХиГС стало частью глобальной инициативы Google по изучению наиболее эффективных путей по достижению цифровой зрелости и ее положительного эффекта на восстановление и рост экономики после пандемии. Так, аналитики консалтинговой компании AlphaBeta пришли к выводу, что цифровая трансформация может принести России до 520 млрд долларов к 2030 году, что составляет примерно 25% национального ВВП.
Это действительно впечатляющие цифры, но каково положение сейчас, какое влияние пандемия оказала на бизнес и граждан и какие шаги нужно предпринять, чтобы прийти к положительным результатам? Эти темы были затронуты в исследовании «Цифровой поворот. Экономические последствия пандемии и новые стратегии развития».
Эффективная цифровая трансформация — это возможность идти в ногу с технологическими изменениями и сделать качественный рывок для государства, бизнеса и граждан. Пандемия сильно ударила по всем нам, но именно благодаря ей процесс цифровизации в России сильно ускорился. Это подтвердило 57% опрошенных представителей бизнеса.
Наиболее активная часть пользователей за время пандемии совершенствовала свои цифровые навыки. За прошлый год каждый пятый россиянин прошел онлайн-курсы, а каждый десятый — освоил новую профессию. В то же время почти половина пользователей продолжают испытывать трудности с освоением новых технологий. Опрос показал, что помощь в преодолении этих трудностей они готовы получить, в частности, от бизнеса. Google вносит свой вклад, создавая программы по повышению цифровых компетенций российских пользователей. Буквально в конце прошлого года мы взяли на себя публичное обязательство помочь одному миллиону пользователей и компаний в России учиться, развиваться и осваивать цифровые технологии.
Думаю, что совместное исследование с РАНХиГС выходит в правильный момент: оно суммирует поведение государства, бизнеса и людей в период пандемии, а также помогает сформулировать эффективные стратегии для достижения цифровой зрелости и получения экономического эффекта.