СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
КРИЗИСА: НАСЕЛЕНИЕ И БИЗНЕС

СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
КРИЗИСА: НАСЕЛЕНИЕ
И БИЗНЕС

Резюме главы

1
Жители небольших населенных пунктов обращают больше внимания на риски цифровизации: рост налогов, потерю рабочих мест, сокращение возможностей найти работу в «серой» зоне.
2
Более обеспеченные и образованные жители крупных городов воспринимают ЦТ как благо и ждут от нее расширения экономических возможностей. Эту разницу в отношении к ЦТ государству следует учесть в долгосрочной перспективе, с тем чтобы не допустить усиления социального неравенства.
3
Меры государственной поддержки бизнеса и населения дают кратковременный эффект. В текущих социально-экономических условиях постепенно увеличивается участие госсектора в развитии ЦТ для преодоления экономических проблем.
4
Для стимулирования экономики имеет смысл целенаправленно формировать более комфортные условия ведения бизнеса в стране, учитывая, что в период пандемии компании предъявляют разные запросы к государству — от полного невмешательства до прямой поддержки.
5
Подходы к преодолению коронакризиса и ожидания различных групп населения значительно отличаются друг от друга. Анализ данных позволяет сформулировать ряд рекомендаций по совершенствованию государственной политики и разработке эффективных мер стимуляции экономического роста через взаимодействие с населением и с бизнесом.
В ситуации кризиса, вызванного пандемией коронавируса, бизнес и население предпринимают разнообразные действия: начинают экономить, ищут дополнительные источники дохода, берут в долг, используют помощь государства и т.д. В этом многообразии разрозненных действий можно выделить устойчивые стратегии поведения. Например, некоторые компании предпочитают искать новые рынки и сокращать издержки на сырье, занимаясь экстенсивным развитием, в то время как другие в первую очередь ищут поддержки со стороны государства, надеясь пережить тяжелые времена с опорой на разного рода дотационные схемы.
Другой пример: одни группы населения делают выбор в пользу наращивания новых навыков (в первую очередь цифровых), за счет чего получают новые источники дохода (чаще всего работая удаленно), в то время как другие группы стараются максимально экономить имеющиеся ресурсы, при необходимости «залезая в сбережения» и надеясь за счет такого подхода сохранить собственную экономическую состоятельность.
Для выделения подобных устойчивых антикризисных стратегий был проведен кластерный анализ поведенческих реакций бизнеса и населения. На его основании были выделены группы (кластеры) компаний и жителей РФ, которые обладают устойчивыми и схожими поведенческими реакциями на кризис. В основании каждой стратегии обычно лежит одна ключевая поведенческая доминанта, которая определяет поведение людей или компаний на рынке.

5.1 Антикризисные стратегии бизнеса

Для представителей бизнеса характерны пять базовых стратегий преодоления кризиса, вызванного пандемией. Опишем их основные установки и различия между ними (см. также таблицу 1 ниже).

Рисунок 32
Стратегии бизнеса по преодолению экономических последствий пандемии (кластерный анализ данных, полученных в ходе опроса)

Таблица 1
«Какие механизмы вы считаете наиболее приоритетными/эффективными для преодоления последствий пандемии?» (ответы представителей бизнес-сообщества)

Ин­тен­сив­ная стратегия Эк­стен­сив­ная стратегия Ада­пти­вная стратегия Кон­сер­ва­тив­ная стратегия Дота­ци­онная стратегия
Искать дополнительные источники дохода / выходить на новые рынки 12% 92% 61% 28% 32%
Сокращать расходы и издержки на сырье 20% 34% 19% 33% 32%
Сокращать расходы на персонал
(перевод на полставки, снижение з/п, отказ от годовых премий, сокращение числа сотрудников)
11% 17% 14% 52% 10%
Рассчитывать на внешнюю помощь
(например, со стороны государства)
11% 3% 4% 2% 73%
Брать деньги в долг
(например, кредиты у банков и т. д.)
8% 2% 1% 46% 11%
Искать новые источники финансирования деятельности
(например, привлекать инвесторов)
35% 41% 9% 37% 21%
Кооперироваться с другими бизнесами 18% 31% 39% 25% 24%
Повышать внутреннюю эффективность процессов 94% 55% 43% 21% 11%
Нанимать квалифицированных специалистов, способных реализовывать трансформационные проекты 45% 12% 15% 12% 5%
Осуществлять цифровую трансформацию компании
(внедрение современных цифровых технологий в бизнес-процессы предприятия)
62% 33% 14% 9% 15%
Снижать цены 11% 4% 70% 12% 8%
Воспользоваться мерами государственной поддержки 14% 13% 9% 5% 34%

Таблица 2
Как бизнес преодолевает кризис

Стратегия

Интенсивная

Влияние пандемии на бизнес

Ситуация тяжелая, основные проблемы возникли из-за перевода сотрудников на удаленный режим работы, что повлекло за собой снижение их эффективности. Также сильно пострадали от требований соблюдать ограничения в связи с коронавирусом

Реакция на пандемию

Компании поняли, что пандемия открывает новые возможности для бизнеса. Принятые ими меры:
• оптимизация внутренних процессов и персонала;
• снижение издержек на операционную деятельность;
• введение новых способов отслеживания эффективности внутренних процессов;
• цифровизация процессов;
• изменение корпоративной культуры

Процессы ЦТ

Внедрение новых способов управления, организация проектной работы команды, организация коммуникации внутри компании с использованием цифровых технологий, создание платформенных решений для взаимодействия между разными подразделениями компании и для взаимодействия с клиентами

Ожидания от ЦТ

ЦТ позволит преодолеть негативные последствия пандемии и будет способствовать развитию

Барьеры

Нехватка квалифицированных специалистов, неготовность или неспособность сотрудников работать в новых условиях, отсутствие у персонала необходимых навыков и компетенций

Запросы к государству

Обеспечение макроэкономической стабильности, продление лицензий и разрешений, срок действия которых заканчивался в 2020 году, ослабление регуляторной нагрузки, налоговый маневр для стимулирования инвестиций. Подготовка высоко- квалифицированных кадров для цифровой экономики, создание глобальной инфраструктуры для передачи, обработки и хранения данных

Стратегия

Экстенсивная

Влияние пандемии на бизнес

Ситуация не сложнее, чем обычно. Основные проблемы возникли в связи со снижением спроса на продукцию или услуги и с ростом издержек. Это привело к уменьшению доходов

Реакция на пандемию

Новые возможности для ведения бизнеса за счет сокращения количества конкурентов в отрасли. Это создало возможности для экстенсивного роста, выхода на новые рынки и привлечения новых источников доходов. Делают ставку на:
• поиск новых источников финансирования и привлечение инвесторов;
• сокращение издержек и расходов на сырье

Процессы ЦТ

ЦТ существующих процессов, принятие управленческих решений с опорой на большие данные

Ожидания от ЦТ

ЦТ будет способствовать скорее развитию компании, чем преодолению последствий пандемии

Барьеры

Дефицит необходимой инфраструктуры, отсутствие на рынке готовых продуктов для запуска ЦТ

Запросы к государству

Предоставление налоговых каникул, снижение налогов, кредитные каникулы. Обеспечение информационной безопасности, внедрение платформенных решений в сферах государственного управления

Стратегия

Адаптивная

Влияние пандемии на бизнес

Ситуация тяжелая или критическая. Основные проблемы возникли по причине сокращения спроса на продукцию или услуги, снижения эффективности работы сотрудников

Реакция на пандемию

Пандемия создала для компаний больше проблем, чем возможностей. Им приходится рассчитывать только на свои силы. Замедлились текущие бизнес-процессы. Компании ориентированы на привлечение новых клиентов методами ценовой конкуренции

Процессы ЦТ

ЦТ не происходит

Ожидания от ЦТ

ЦТ будет скорее препятствовать преодолению негативных последствий пандемии, не станет способствовать реализации новых возможностей

Барьеры

Отсутствие необходимости проводить ЦТ

Запросы к государству

Налоговые и кредитные каникулы, отсрочки по уплате арендных платежей. Отсутствуют запросы к государству по отношению к ЦТ

Стратегия

Консервативная

Влияние пандемии на бизнес

Ситуация критическая. Основные проблемы связаны с ростом издержек, разрывом договоров с клиентами, ростом налоговой задолженности, а также с кассовыми разрывами

Реакция на пандемию

Пандемия оказала долгосрочное негативное влияние на условия ведения бизнеса. Компании выживают прежде всего за счет сокращения персонала и дополнительного кредитования

Процессы ЦТ

Управление цифровым присутствием компании, создание ИТ-продуктов для кадровой оптимизации

Ожидания от ЦТ

ЦТ можно отложить на потом: она не поможет преодолеть негативные последствия пандемии, однако в будущем потребуется для реализации новых возможностей

Барьеры

Неготовность топ-менеджмента инициировать ЦТ, отсутствие бюджетов для внедрения цифровых продуктов

Запросы к государству

Кредитование на льготных условиях, отсрочки по уплате кредитов и арендных платежей, продление сроков уплаты налогов. Создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и/или внедрению цифровых технологий и платформенных решений (включая венчурное финансирование и другие институты развития)

Стратегия

Дотационная

Влияние пандемии на бизнес

Ситуация тяжелая. Основные проблемы связаны со снижением спроса и падением доходов от деятельности. Единственные, кто утверждает, что за время карантина выросла помощь бизнесу со стороны государства

Реакция на пандемию

Пандемия усилила кооперацию бизнеса и государства, привела к снижению контроля над деятельностью бизнеса. Основная стратегия — ждать субсидий от государства

Процессы ЦТ

Процессы ЦТ не происходят

Ожидания от ЦТ

ЦТ не будет ни мешать, ни способствовать преодолению последствий пандемии и реализации новых возможностей ведения бизнеса

Барьеры

Юридические риски, отсутствие необходимости в ЦТ

Запросы к государству

Дотации отдельным отраслям экономики. Создание системы правового регулирования цифровой экономики

1
Интенсивная стратегия. Ориентир — качественные изменения внутри организации: привлечение квалифицированных специалистов, осуществление ЦТ, оптимизация управленческих процессов для повышения контроля и продуктивности работы сотрудников. Интенсивная стратегия предполагает, что компания работает в той же сфере, что и раньше, но проводит кардинальные внутренние преобразования. От государства требуется прежде всего обеспечение макроэкономической стабильности, продление лицензий и разрешений, действовавших до конца 2020 года, ослабление регуляторной нагрузки, налоговый маневр для стимулирования инвестиций. Респонденты ожидают, что государство возьмет на себя подготовку высококвалифицированных кадров цифровой экономики и создание глобальной инфраструктуры для передачи, обработки и хранения данных.

Сторонники интенсивной стратегии ориентированы на структурную ЦТ. Этот подход предполагает внедрение новых способов управления, организацию проектной работы команд, коммуникацию внутри компании посредством цифровых технологий, создание платформенных решений для взаимодействия с клиентами и между собственными подразделениями. Проведению ЦТ на уровне компании мешают дефицит квалифицированных специалистов, отсутствие у сотрудников необходимых навыков и компетенций, их неготовность или неспособность работать в новых условиях.
2
Экстенсивная стратегия предполагает, что для преодоления кризиса бизнес будет:
  • Расширять рынки сбыта (выход на новые рынки);
  • Искать новые источники дохода (диверсификация);
  • Снижать расходы на сырье (оптимизация);
  • Повышать капитализацию;
  • Привлекать инвесторов.

При этом компания стремится избегать снижения цен на свою продукцию или услуги. Выбор сторонников экстенсивной стратегии — скорее догоняющая ЦТ, которая касается в основном существующих процессов, а также реализация управленческих решений с опорой на большие данные. Их общий запрос к государству — налоговые каникулы, снижение налогов, кредитные каникулы, а в вопросах ЦТ — обеспечение информационной безопасности, внедрение платформенных решений в государственном управлении. Основные препятствия — нехватка инфраструктуры, отсутствие на рынке готовых продуктов для запуска ЦТ.
3
Адаптивная стратегия. Бизнес стремится выжить в первую очередь за счет снижения цен (возможно, посредством коллаборации с другими компаниями). Одна из базовых установок — не брать денег в кредит или в долг. Компании не сокращают сотрудников, не стремятся сократить издержки. Они пытаются адаптироваться к новым условиям – снизившемуся спросу. Их основная задача — стимулирование упавшего спроса за счет снижения цены. От государства предприниматели ожидают в первую очередь предоставления налоговых и кредитных каникул, отсрочки по уплате арендных платежей. Компании, реализующие такую стратегию, не считают, что ЦТ может способствовать преодолению кризиса. На короткой дистанции ЦТ повысит издержки (на наем квалифицированных сотрудников, внедрение соответствующей инфраструктуры и т. д.), что станет барьером для ценовой конкуренции. Таким образом, у них нет осознанного запроса на ЦТ, а следовательно, и требований или пожеланий к государству на этот счет.
4
Консервативная стратегия. Предприниматели предпочитают ничего не менять, не проводить качественную трансформацию компании. В отличие от бизнесов, применяющих адаптивную стратегию, не участвуют в ценовой конкуренции. Доминирующий сценарий поведения – снижение расходов в силу резкого сокращения финансовых ресурсов (падение спроса, рост издержек на производство). При необходимости они готовы увольнять сотрудников, «затягивать пояса», брать кредиты в надежде, что кредиты удастся вернуть, когда экономическая обстановка станет более предсказуемой. Консервативные компании, как правило, не рассчитывают на помощь государства. Если такая помощь появится, они ожидают, что государство обеспечит им кредитование на льготных условиях, отсрочки по уплате кредитов и арендных платежей, продление сроков уплаты налогов.

Понимая долгосрочные последствия ЦТ, они не могут позволить себе в ближайшем будущем внедрение цифровых технологий, сложное для них с организационной и финансовой точки зрения. Их основная установка выглядит так: «Если выживем, то потом можно будет заняться цифровой трансформацией». В этом контексте самой действенной поддержкой было бы выделение институтами развития целевых субсидий и грантов конкретно на реализацию трансформационных проектов. Применительно к ЦТ они видят задачу государства в создании комплексной системы финансирования проектов по разработке и/или внедрению цифровых технологий и платформенных решений (включая финансирование со стороны венчурных фондов и других институтов развития). С их точки зрения, главные препятствия на пути цифровизации — неготовность топ-менеджмента инициировать ЦТ и отсутствие бюджетов для внедрения цифровых продуктов.
5
Дотационная стратегия. Компании рассчитывают на внешнюю помощь, на меры господдержки. Государственные дотации позволяют компаниям не проводить оптимизацию управленческих процессов, кадровые изменения, цифровизацию и занимать пассивную, выжидательную позицию. Как правило, сами компании не ощущают необходимости в ЦТ, тратить внутренние ресурсы на нее не готовы, а если задумываются о ней, то их останавливают юридические риски. Компании, реализующие дотационную стратегию преодоления кризиса, ориентированы на помощь государства и не готовы меняться. Они считают, что ЦТ не принесет им новых преимуществ. Трата государственных субсидий на процессы цифровизации может привести, по мнению представителей бизнеса, к административному и уголовному преследованию за нецелевое расходование средств. Чтобы стимулировать компании заниматься ЦТ, государству необходимо создать систему правового регулирования цифровой экономики.
Полноценную цифровизацию прошли или проходят главным образом крупные и зрелые компании, у которых для этого есть серьезные предпосылки и финансовые возможности. Малые и средние предприятия, как правило, не имеют ресурсов для внедрения цифровых решений (а кроме того, как подтверждают эксперты, принявшие участие в исследовании, во многих случаях слабо осведомлены о таких решениях). Компаниям, находящимся в остром кризисе, пока не до ЦТ. К реализации ЦТ действительно готовы приверженцы экстенсивной и интенсивной бизнес-стратегий. Именно они могут стать драйверами реализации трансформационных проектов.