ТРАНСФОРМАЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ И ГОСУСЛУГ
ПОД ВЛИЯНИЕМ ПАНДЕМИИ

ТРАНСФОРМА-
ЦИЯ ГОСУДАРСТ-ВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ
И ГОСУСЛУГ
ПОД ВЛИЯНИЕМ ПАНДЕМИИ

4.3 Восприятие цифровой зрелости и партнерства с бизнесом

Представители бизнес-сообщества и госслужащие разного ранга совпадают в фундаментальном понимании сути и целей цифровой трансформации. В числе первоочередных последствий пандемии коронавируса российские госслужащие — как и представители коммерческого сектора — отмечают интенсивную реорганизацию внутренних процессов в результате цифровизации.
Вместе с тем госслужащие чаще всего видят ЦТ как внедрение конкретных (отдельных) информационных систем. Стратегическое видение задач ЦТ и общее представление о цифровой зрелости пока что не сформировано.
[Для достижения цифровой зрелости] большей части [государственных структур] не хватает определенных ERP. <…> У нас не хватает для паблик-сектора готовых айтишных решений именно с целеполаганием, задачами, учетом времени и прочего… такие почти в каждой коммерческой организации есть, а у нас нет. Есть <…> известный в мире продукт Redmine. Нормальная программа, многие о ней знают, но администрирует ее одно ведомство, и сотрудники даже не представляют, что они все могут этим Redmine пользоваться в повседневных задачах, у нас этот софт скорее как нагрузка, а не как возможность, не как инструмент.
Мнение госслужащего
Более того, на конец 2020 года цифровая зрелость не стала предметом обсуждения в среде российского госуправления, потому что и коммерческий сектор, и государство воспринимали ЦТ преимущественно как перевод офлайн-процессов в digital. Госслужащие отмечают, что с помощью цифровизации решали тактические задачи, без выхода на стратегический уровень. Говоря о цифровой зрелости, они делают упор на доступность цифровых сервисов, качество интернет-соединения или сводят ее к отдельным показателям (например, насколько активно госслужащие используют цифровые инструменты в своей повседневной деятельности). Такое понимание относится скорее к одному из уровней цифровой зрелости, но общая картина шире.
Цифровая зрелость — это, скорее всего, доступность, широкополосный интернет. У нас очень много сельской местности в Вологодской области. И для всех жителей абсолютно доступный интернет, Wi-Fi — вот это. И появляются равные возможности для всех жителей подключиться к каким-то онлайн-сервисам, пройти обучение. <…> Цифровая зрелость, как я ее понимаю, это когда во всех сферах, и в сельском хозяйстве в том числе, широко применяется какая-то роботизированная техника, цифровые технологии. То, что облегчает [жизнь]. И, конечно же, люди также должны обладать соответствующей компетенцией, уметь всем этим пользоваться.
Мнение госслужащего
Во многом из-за отсутствия стратегического видения пока что цифровая трансформация в российских органах государственной власти имеет догоняющий характер, как уже было неоднократно отмечено выше. При стремительно меняющейся повестке она позволяет справляться с текущими задачами предоставления услуг населению и оптимизации внутренних процессов, однако редко рассматривается как способ решения долгосрочных стратегических задач. Коронавирус обострил значимость тактических, ситуативных аспектов цифровой трансформации.
Руководители цифровой трансформации и их заместители понимают цифровую зрелость более глубоко, чем другие госслужащие, и рассматривают ее как с точки зрения стратегической трансформации отношений между государством и гражданами в целом, так и применительно к отдельным органам государственной власти.
История [цифровой зрелости] очень интересная и полезная и применительно к проектному управлению, и применительно ко взгляду на вопросы цифровой трансформации с точки зрения не просто использования какого-то цифрового сервиса, но и пересмотра самих бизнес-процессов органов власти. <…> Безусловно, мы теперь при цифровизации того или иного процесса формируем картинку, как это есть сейчас, с описанием текущих бизнес-процессов, формируем целевую модель того, как должно быть, и составляем дорожную карту, как желаемого добиться. <…> Если отталкиваться от самого болевого, базового уровня цифровой зрелости, это минимальное присутствие органов власти в цифровом пространстве, это сайт органов власти с поддержкой обратной связи, это возможность подачи заявлений на оказание госуслуг в электронном виде или с одним походом в органы власти. И если говорить про о продвинутом уровне зрелости, это когда все услуги оказываются без необходимости куда-либо ходить, и оказываются проактивно, то есть человеку не нужно даже подавать заявление на оказание госуслуги, система сама ему это предложит.
Мнение госслужащего
Тем не менее на глобальном уровне единого актуального понимания цифровой зрелости у отечественных госслужащих не наблюдается — пока что оно и не могло сформироваться в силу догоняющего характера цифровой трансформации. Эта особенность ЦТ стала более выраженной в связи с необходимостью быстро реагировать на многочисленные вызовы «ковидной» экономики. Кроме того, следует учитывать и ту задержку, с которой понимание цифровой зрелости попадает из точек принятия решений и из центров повышения компетенций (в частности Центра подготовки РЦТ РАНХиГС) в другие части иерархической структуры (спускается «вниз» и распространяется «вширь», в региональные ведомства).
Мы столкнулись с проблемой, когда начали разбираться с цифровой трансформацией. Возникло непонимание: а что же это все-таки по факту? Как понять, чем мы будем заниматься, что курировать? И фактически получается, что на федеральном уровне [не было] нигде закрепленных понятий... Да, был проект, что предполагаются региональные программы, концепция. <…> При этом, когда я обращалась в Минкомсвязь, чтобы уточнить, где дорожная карта, что конкретно будет, какие требования к руководителям должны быть… мне поступал ответ из серии «мы разрабатываем, мы проговариваем, до вас доведем позднее». Вот дорожную карту буквально довели два дня назад, чтобы получить замечания и предложения. Я понимаю, что им тоже спускают сверху и требуется время для проработки всего. Тем не менее получается ситуация, когда ответственные люди есть, а вот как все пойдет, мы узнаем несколько позже.
Мнение госслужащего