ТРАНСФОРМАЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ И ГОСУСЛУГ
ПОД ВЛИЯНИЕМ ПАНДЕМИИ

ТРАНСФОРМА-
ЦИЯ ГОСУДАРСТ-ВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ
И ГОСУСЛУГ
ПОД ВЛИЯНИЕМ ПАНДЕМИИ

Резюме главы

1
Пандемия оказала положительное влияние на ЦТ госсектора в двух отношениях. Во-первых, ускорилась давно назревшая цифровизация процессов, которые в «аналоговом» виде были менее эффективны. Во-вторых, внедрение ЦТ на госслужбе стало восприниматься с б ольшим оптимизмом, поскольку многие лица, принимающие решения, увидели выгоду от перевода процессов в цифровой формат.
2
При всех технологических успехах программ ЦТ пока не произошли глубинные изменения организационной культуры, культуры управления, только начинают меняться практики работы с населением.
3
Органы государственной власти постепенно переходят к клиентоцентричной модели взаимодействия с гражданами, и с точки зрения достижения цифровой зрелости важно приоритизировать для них эту задачу.
4
В российских органах государственной власти ЦТ пока имеет главным образом догоняющий характер. При стремительно меняющейся повестке она часто позволяет справляться с текущими проблемами, но редко рассматривается как инструмент решения стратегических задач.
5
В целом у российских госслужащих нет единого понимания цифровой зрелости; оно не могло сформироваться в силу догоняющего характера ЦТ. Эта особенность ЦТ стала более выраженной в связи с необходимостью форсированными темпами реагировать на многочисленные вызовы «ковидной экономики».
6
Одним из главных рисков цифровизации госслужащие считают нарушение информационной безопасности и потенциальные сбои в работе с персональными данными. Кроме того, многие видят опасность в нестабильности цифровых решений, в частности из-за плохого покрытия территории региона мобильным интернетом, сбоев серверов и т. д.
7
Большинство представителей госсектора считает целесообразным партнерство между государством и крупным бизнесом в преодолении последствий коронакризиса. Некоторые из них полагают, что сложившиеся социально-экономические обстоятельства благоприятствуют более тесному сотрудничеству государства с бизнесом, в том числе по линии ИТ-продуктов.

4.1 Цифровая трансформация государственного сектора

Процесс цифровой трансформации госсектора начался задолго до пандемии COVID-19: в 2017 году Правительство России утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации», целью которой было построение экосистемы цифровой экономики. Коронакризис ускорил ЦТ и побудил государство провести ревизию ранее взятых на вооружение подходов. Сейчас государство осуществляет ЦТ по трем направлениям:
  • Взаимодействие с населением, прежде всего путем создания новых цифровых продуктов для оказания услуг, что особенно актуально в условиях ограничений на очные контакты между людьми;

  • Преобразование внутренних процессов госаппарата, в первую очередь создание новых платформенных решений для обеспечения внутри- и межведомственного взаимодействия;

  • Укрепление экономики путем повышения конкурентоспособности предприятий, стимулирования легальности и прозрачности бизнеса, упрощения и повышения эффективности государственного контроля над деятельностью предприятий.
По оценкам экспертов, высказанным в интервью, процессы ЦТ шли в 2020 году существенно быстрее, чем раньше, что можно объяснить несколькими обстоятельствами.
  • Ситуация пандемии вынудила государство в сжатые сроки реализовать много конкретных решений (онлайн-подачу заявок на субсидии, электронный документооборот внутри ведомств и т. д).

  • Включение ЦТ в число национальных приоритетов и ее важное место в стратегической повестке правительства РФ служат серьезным стимулом к переменам; как уже было отмечено ранее, общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, опубликованный летом 2020 года, примерно на 20% состоит из мер по цифровизации и ЦТ.

  • Успешные кейсы международных компаний и госаппарата развитых стран (например, Сингапура) вдохновляют российских адептов ЦТ.
Пандемия оказала в целом положительное влияние на ЦТ госсектора по двум причинам.
1
Пришлось осуществить давно назревшую цифровизацию процессов, которые в «аналоговом» виде были недостаточно эффективны.
2
Скептики, не понимавшие, зачем им ЦТ, увидели реальную выгоду от перевода процессов в цифровой формат.
Тем не менее при внедрении инновационных технологий необходима осторожность; при всех своих достоинствах они могут либо оказаться недостаточно проверенными, либо не полностью отвечать запросам заинтересованных сторон (подобное случается при внедрении продуктов и механик с использованием ИИ для решения задач, с которыми пока что значительно лучше справляются люди).
Некоторые технологии абсолютно еще не проверены, некоторые являются узконишевыми и не могут быть тиражированы на всех. Есть, например, <...> чат боты, которые сейчас вытесняют сотрудников — операторов кол-центров или банковских сервисных центров. И хорошая идея... может выродиться, и люди часами будут пытаться достучаться до оператора, потому что чатбот есть, но действует в рамках трехшагового алгоритма.
Мнение госслужащего
При всех технологических успехах программ ЦТ пока не произошли глубинные изменения организационной культуры и культуры управления, только начинают меняться практики работы с гражданами. Органы государственной власти начали переходить к клиентоцентричной модели взаимодействия с гражданами, и с точки зрения достижения цифровой зрелости важно сделать для них эту задачу приоритетной.

В условиях шока, вызванного коронакризисом, государственные служащие, как и бизнесмены, были заняты решением тактических задач (восстановлением и обеспечением функционирования уже существующих процессов). Между тем для стратегических изменений требуется переосмысление задач государственной службы и отношений государства и населения, что невозможно в режиме «тушения пожара», в котором шла ЦТ госсектора во время пандемии.