ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ ДЛЯ БИЗНЕСА

3.3 «Догоняющая цифровизация»

Пандемия COVID-19 выступила катализатором ЦТ в бизнесе, дала импульс в том числе тем игрокам рынка, которые откладывали цифровизацию. По оценкам экспертов, опрошенных в ходе исследования, она в конечном итоге привела к повышению эффективности управления и «оздоровлению внутренних процессов» в компаниях:
В целом очень многие компании прошли [в период пандемии] <...> через ускоренную вынужденную цифровизацию, через перевод ручного управления в электронный вид. И это, с одной стороны, по скорости было очень сурово, с другой стороны, явно оздоровило процессы компании; я надеюсь, во всяком случае, что, несмотря на стресс, люди будут видеть больше блага, чем сложностей и трудностей.
Экспертное интервью
Сегодня представители бизнес-сообщества воспринимают ЦТ как необходимую меру. Но в целом к концу 2020 года в России преобладала догоняющая цифровизация: большинство предприятий были вынуждены переводить процессы в «цифру» в сжатые сроки, в условиях высокой социально-экономической неопределенности, не имея опыта реализации трансформационных проектов. Все это негативно сказалось на результатах ЦТ. В лидеры ожидаемо вышли компании (чаще всего крупные), которые запустили ЦТ еще до пандемии. В текущих экономических условиях они чувствуют себя значительно лучше, более позитивно оценивают экономическую обстановку и смотрят в будущее с бóльшим оптимизмом. На рисунке 25 показана зависимость экономического оптимизма представителей бизнеса от того, идут ли в их компании процессы ЦТ. Так, среди представителей тех компаний, где идут процессы цифровизации, 50% считают, что ситуация останется неизменной или улучшится; среди тех, где к ЦТ не приступали, таких только 36%.

Рисунок 24
Зависимость оценки экономической ситуации от реализации ЦТ (данные опроса бизнеса)

Рисунок 25
Зависимость экономического оптимизма от реализации ЦТ (данные опроса бизнеса)

При том что около 40% представителей бизнеса оптимистично настроены в отношении цифровой трансформации (суммарно 34% считают, что ЦТ позволит преодолеть последствия пандемии, см. рисунок 27; суммарно 39% — что она даст новые возможности, см. рисунок 26), примерно столько же не верят в положительное влияние цифровизации на бизнес.

Рисунок 26
«По шкале от –3 до 3 оцените, как происходящие изменения влияют на реализацию новых возможностей» (данные опроса бизнеса)

Рисунок 27
«По шкале от –3 до 3 оцените, как происходящие изменения влияют на преодоление негативных последствий пандемии COVID-19» (данные опроса бизнеса)

Неверие в потенциал цифровых технологий во многом связано с тем, что догоняющая цифровизация в сложившихся условиях — стратегия выживания, а не развития. Представители бизнеса воспринимают ЦТ как действенную меру борьбы с последствиями пандемии, поскольку она, с их точки зрения, способствует оптимизации внутренних процессов. Вместе с тем немало представителей МСП не верит в то, что в долгосрочной перспективе ЦТ позволит создать новые возможности для бизнеса. В этом предприниматели и управленцы расходятся с представителями государства: последние (по данным качественного исследования) связывают с ЦТ надежду на глобальный «перезапуск» экономики.