ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ
НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ И ТЕМПЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ

1.2 Позитивные эффекты «коронакризиса»: ускорение процессов цифровизации государственного и коммерческого секторов. Отрасли, которые выиграют от пандемии

При этом надо признать, что наблюдаются и позитивные эффекты пандемии: COVID-19 послужил катализатором процессов, которые назревали на протяжении нескольких лет. В частности, по данным интервью с экспертами и госслужащими, значительная часть компаний и органы государственной власти запустили процессы цифровизации и тем самым повысили собственную эффективность.
Что дал кризис? Он дал отрезвление и фокусировку. Всегда, когда возникает внешняя угроза, что рынок рухнет, начинаешь фокусироваться, становишься более эффективным, так что в этом я благодарен кризису.
Представитель бизнес-сообщества
Перевод бизнес-процессов в онлайн стал одним из главных способов противодействия кризисным факторам со стороны малого и среднего бизнеса. В первую очередь бизнес переводил «в цифру» бухгалтерию и обмен документами с банком и контрагентами: среди представителей малого и среднего бизнеса за период пандемии на эти меры пошли 54% и 26% соответственно. Уровень цифровизации среднего и малого бизнеса повысился как в столице, так и в регионах: по итогам первой половины 2020 года он достиг 50 из 100 возможных единиц, в то время как в 2019 году составлял 45 единиц. МСП теперь активнее используют цифровые технологии и онлайн-решения в своей практике: до 75% выросла доля компаний, у которых есть сайты (в 2019 году показатель составлял 54%). Также малый и средний бизнес все охотнее задействует электронный документооборот: 81% организаций отказались от бумажного документирования по крайней мере частично.
Пандемия и переход компаний на «удаленку». Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса // Аналитический центр НАФИ.
Между тем одной из точек уязвимости при цифровизации МСП остается кибербезопасность. По данным Аналитического центра НАФИ , российские компании все еще недостаточно внимания уделяют вопросам цифровой уязвимости. Хотя наблюдается рост интереса к специализированным средствам защиты, их использование распространено незначительно. Доля компаний, имеющих центр мониторинга сетевых атак, увеличилась с 1% до 7%, имеющих специализированные программы для защиты бизнеса – с 9% до 14%. Также увеличились расходы малого и среднего бизнеса на средства обеспечения цифровой безопасности. Согласно опросу «Лаборатории Касперского», с июня 2019 по июнь 2020 года российские МСП увеличили расходы на защиту своего корпоративного периметра почти вдвое, но они все равно невелики — 4,7 млн руб. на организацию.
Пандемия и переход компаний на «удаленку». Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса // Аналитический центр НАФИ
Лаборатория Касперского: российские компании из сферы малого и среднего бизнеса вдвое увеличили расходы на кибербезопасность
По мнению самих предпринимателей, основное препятствие при цифровизации бизнеса — это нехватка кадровых ресурсов и бюджетные ограничения (такой ответ дали 24% опрошенных в ходе исследования, проведенного банком «Открытие» и московской школой управления «Сколково»).
Пандемия и переход компаний на «удаленку». Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса // Аналитический центр НАФИ.
Качественное исследование показало, что представители органов государственной власти надеются на оздоровление экономики в результате кризиса: неэффективные МСП закроются, на смену им придут новые, более конкурентоспособные и лучше приспособленные к текущим условиям. Найдутся и те, кто выиграет от пандемии, в первую очередь компании, работающие в сфере ИТ, цифровых технологий, дистанционного образования и т. д.

Рисунок 5
Топ-10 индустрий, которые выиграют от последствий пандемии (данные опроса бизнеса)

Российский ИТ-бизнес в период кризиса показал свою зрелость, однако, будучи тесно связанным с другими отраслями экономики, он испытал на себе и негативное воздействие борьбы с пандемией. Как и в других макрорегионах и странах, за месяцы борьбы с коронавирусом в России вырвались вперед digital native бизнесы. Пандемия не прошла для них бесследно, однако цифровая основа бизнеса дала задел для преодоления последствий COVID-кризиса. Так, «Яндекс» закрыл «кризисный» II квартал 2020 года с чистым убытком 3,7 млрд руб. Тем не менее его общая выручка по сравнению с аналогичным периодом 2019 года не сократилась. Отдельным сегментам интернет-бизнеса предрекают особенно бурное развитие. В частности, по оценке гендиректора Mail.ru Group Бориса Добродеева, в России экспортная выручка от игровых компаний по итогам 2020 года может превысить 4 млрд долл.
Помимо ИТ-сектора в «коронакризис» испытал подъем сегмент интернет-торговли. Влияние пандемии на рост онлайн-торговли в России «составит не менее 6% в среднем в год до 2024 года». В ближайшие четыре года общий добавочный рост интернет-торговли, связанный с COVID-19, может составить около 4,4 трлн руб., при суммарной величине рынка за это время порядка 23,3 трлн руб.
Факторы, положившие начало изменениям, с высокой вероятностью будут влиять на цифровую экономику на протяжении многих лет. В 2024 году объем онлайн-продаж, «сгенерированный» пандемией, по прогнозам, достигнет 1,6 трлн руб. За три месяца режима изоляции в российскую интернет-торговлю было дополнительно вовлечено как минимум 10 млн новых покупателей. По прогнозу, бóльшая часть из них продолжит совершать покупки онлайн.