Заказчик
Министерство цифрового развития Оренбургской области
Продукт
Государственная информационная система «Универсальная карта жителя Оренбургской области» (далее — система).
Бюджет
24 875 000 руб.
Модель деятельности
G2G, G2B, G2C
Проект
«Универсальная карта жителя Оренбургской области»
Продукция
Универсальная карта жителя Оренбургской области (далее — универсальная карта, карта)
Сроки реализации проекта:
  • первый этап — 2020–2021 гг.
  • второй этап — 2021–2023 гг.

Руководитель проекта
Елена Костюкова, начальник отдела сопровождения ГИС «Универсальная карта» государственного казенного учреждения «Центр информационных технологий Оренбургской области»
О проекте
На базе платежной системы «Мир» разработана универсальная карта жителя Оренбургской области — многофункциональный инструмент с широкими возможностями для получения финансовых и нефинансовых услуг. Выпуск карт производится за счет средств банков — участников проекта, с граждан комиссия не взимается.

Официальный портал универсальной карты: uco.orb.ru.

Работает служба информационной поддержки граждан: (3532) 91-00-91.

Функции универсальной карты (содержит данную информацию или может использоваться указанными способами):

  • Банковская карта платежной системы «Мир» (полный комплекс банковских услуг, возможность перечисления на карту заработной платы, социальных и других выплат, пенсии, возврата налоговых выплат);

  • проездной билет (единая транспортная карта для всех или социальная транспортная карта для льготной категории граждан; дополнительные подключения, обращения и сборы справок не требуются, ее можно активировать и пополнить, используя существующую инфраструктуру оператора транспортной системы);

  • электронная справка, подтверждающая право льготного проезда на пригородных электропоездах;

  • полис ОМС;

  • доступ к электронному рецепту для получения льготных лекарств (следует уведомить медицинское учреждение, что необходим рецепт в электронной форме);

  • скидочная или бонусная карта при оплате товаров, работ и услуг партнеров проекта;

  • носитель сертификата и ключей квалифицированной электронной подписи;

  • идентификатор владельца карты при получении услуг в МФЦ, органах социального обслуживания и социальной защиты населения (карта не заменяет документ, удостоверяющий личность, но может быть предоставлена оператору для автоматизированного сбора данных при формировании пакета документов для предоставления государственных и муниципальных услуг);

  • пропуск сотрудника на территорию организации или предприятия.

Для реализации этих функций создана система и организовано ее информационное взаимодействие со смежными системами участников проекта.


Целевая аудитория
Граждане старше 14 лет, проживающие или пребывающие на территории Оренбургской области (работающие/неработающие, пенсионеры, получатели социальных выплат, студенты и т.д.).
Техническая справка
Программное обеспечение (ПО) системы включает: общесистемное ПО (серверную операционную систему — ОС Ubuntu Server; системы управления базами данных — PostgreSQL, Redis Server, Minio; серверное и связующее ПО — Nginx, Apache Tomcat; систему мониторинга — Prometheus; система управления — Rancher; системы контейнеризации — Docker; систему отображения информации в виде диаграмм и графиков — Grafana). Прикладное (специальное) ПО: нативная библиотека, интерфейс прикладного программирования (API) для чтения данных, размещаемых в идентификационном приложении универсальных карт.

Разработчик системы — Акционерное общество «АИСА ИТ-Сервис».
Команда проекта
Команда состоит из сотрудников министерства цифрового развития и связи Оренбургской области и государственного казенного учреждения «Центр информационных технологий Оренбургской области».

Организации-участники

  • Акционерное общество «Национальная система платежных карт»;

  • Отделение по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации;

  • министерство социального развития Оренбургской области и подведомственные ему организации;

  • министерство здравоохранения Оренбургской области и подведомственные ему организации;

  • министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области;

  • министерство экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области;

  • многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Оренбургской области;

  • Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Оренбургской области;

  • администрации муниципальных образований Оренбургской области;

  • операторы транспортных систем, банки, торгово-сервисные и другие предприятия.
Цели и задачи проекта
  • Повышение независимости платежного пространства РФ, безопасности проведения операций граждан с использованием банковских карт платежной системы «Мир»;

  • прирост безналичных расчетов с использованием национальных платежных инструментов и повышение доверия граждан к ним;

  • повышение привлекательности региона и его социально-экономическое развитие;

  • организация эффективного обслуживания населения;

  • увеличение эффективности функционирования системы государственного управления в Оренбургской области при предоставлении услуг.

Законодательная основа проекта
  • Распоряжение Губернатора Оренбургской области от 30.08.2019 № 228-р «О реализации проекта "Универсальная карта жителя Оренбургской области"»;

  • постановление Правительства Оренбургской области от 12.05.2020 № 394-пп «О создании государственной информационной системы "Универсальная карта жителя Оренбургской области"».

Также внесены изменения в нормативные правовые акты участников проекта — органов исполнительной власти. Полный перечень нормативных правовых актов — на digital.orb.ru.
Бенефициары проекта
  • Правительство Оренбургской области (повышение привлекательности региона и его социально-экономическое развитие, в том числе за счет организации эффективного обслуживания населения с использованием универсальных карт; увеличение эффективности функционирования системы государственного управления в Оренбургской области при предоставлении услуг за счет применения информационных технологий);

  • Акционерное общество «Национальная система платежных карт» (прирост безналичных расчетов с использованием национальных платежных инструментов, увеличение транзакционных оборотов и рост числа участников программы лояльности платежной системы «Мир»);

  • Отделение Уральского главного управления Центрального банка РФ по Оренбургской области (обеспечение независимости платежного пространства Российской Федерации, безопасности проведения операций граждан с использованием банковских карт платежной системы «Мир», прирост безналичных расчетов с использованием национальных платежных инструментов).

Этапы проекта
  • Инициация — 139 дней;

  • разработка — 108 дней;

  • исполнение — 153 дня;

  • тестирование и информационное продвижение — 73 дня;

  • контроль и мониторинг — регулярно.

Общая продолжительность — 473 дня (до запуска массовой эмиссии универсальных карт). Далее срок развития проекта не ограничен (утверждена программа проекта сроком до 2023 года).
О проекте из первых рук
О своей работе над проектом «Универсальная карта жителя Оренбургской области» рассказала:

Елена Костюкова, руководитель проекта, начальник отдела сопровождения ГИС «Универсальная карта» ГКУ «ЦИТ».
— В чем уникальность вашего проекта?
— Универсальная карта разработана и адаптирована под существующую в регионе ИТ-инфраструктуру и обладает широким набором возможностей чтения идентификаторов. Это позволяет увеличивать количество участников и партнеров проекта без дополнительных затрат. Система не только обеспечивает эмиссию универсальных карт, но и увеличивает эффективность госуправления, упрощает предоставление услуг, позволяет аккумулировать актуальные данные держателей универсальных карт (данные, полученные от банков — участников проекта, находятся в едином хранилище системы, происходит их перераспределение среди участников проекта — владельцев и операторов государственных информационных систем). Также система помогает реализовывать подпроекты с минимальными затратами в короткие сроки (например, кампусный проект, подпроекты с учреждениями культуры и предприятиями по организации досуга и т.д.).
— Какие задачи региона решает проект?
— С помощью универсальной карты решаются следующие проблемы региона:

  • низкая доля безналичных расчетов с использованием национальных платежных инструментов;

  • отсутствие единых условий и механизмов применения проездных билетов в наземном транспорте общего пользования;

  • бюджетные расходы на социальные транспортные карты и квалифицированные электронные подписи для врачей;

  • высокая доля перечисления социальных выплат через почтовые отделения и бюджетные расходы на их доставку;

  • отсутствие в сфере здравоохранения инфраструктуры обслуживания с использованием полисов ОМС в электронном виде.
— К какому типу можно отнести этот проект, как он устроен?
— Это государственная информационная система (ГИС). Система введена в эксплуатацию в декабре 2020 года для организации эмиссии и обслуживания универсальных карт в нефинансовой инфраструктуре региона. В состав системы входят подсистемы, обеспечивающие:

  • ведение регистра универсальных карт;

  • информационное взаимодействие со смежными системами участников проекта;

  • хранение данных, обрабатываемых в системе;

  • формирование и выгрузку отчетности в рамках проекта;

  • функционирование интернет-портала универсальной карты;

  • идентификацию держателей универсальных карт в инфраструктуре участников проекта в рамках организации информационного взаимодействия с ними (рис. 1).

В первой половине 2021 года были отработаны механизмы взаимодействия со всеми смежными системами участников проекта на базе регламентов информационного взаимодействия.
Рисунок 1. Государственная информационная система «Универсальная карта жителя Оренбургской области» (ГИС УКО):

ИС МФЦ — информационная система оказания государственных и муниципальных услуг;

ЕГИСЗ — Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения;

ОТС — оператор транспортной системы;

СУО — система управления очередью (используемая в МФЦ);

ИС ЛО — информационная система «Лекарственное обеспечение»;

ГИС ЭСРН — государственная информационная система «Электронный социальный регистр населения»;

ПФР — Пенсионный фонд России;

АБС — автоматизированная банковская система;

ТСП — торгово-сервисное предприятие.
— С помощью каких технологий реализован продукт?
— Продукт создан на основе открытых технологий с соблюдением всех требований, предъявляемых к государственным системам в части информационной безопасности (приказы ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах», от 18.02.2013 № 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»). Эти технологии и требования изложены в ТЗ на оказание услуг, предусмотренных продуктом.

Технология предусматривает размещение системы в центре обработки данных Правительства Оренбургской области, в связи с чем проведена аттестация системы на соответствие требованиям по защите информации, предъявляемым к информационным системам 3-го класса защищенности. Обработка и передача данных держателей карт в системе производятся при соблюдении требований федеральных законов от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».
— Какова длительность пилотного запуска?
— Мы заявили шесть месяцев для проведения тестирования первых выпущенных универсальных карт и контроля работы всего проекта: системы, инфраструктуры, банковского продукта — для отладки всех процессов взаимодействия, если будет такая необходимость.
— У вас была дорожная карта? Как работали с рисками?
— Дорожная карта — наш основной документ, мы утверждали ее одновременно с паспортом проекта. Проект масштабный, много участников, поэтому мы структурировали дорожную карту по стейкхолдерам, детально расписали мероприятия для каждого участника, распределили зоны ответственности, проверили, чтобы не было пересечений, подробно прописали результаты и итоговые документы каждого мероприятия. Дорожная карта была согласована со всеми стейкхолдерами, при необходимости мы вносили в нее изменения, затем документ был утвержден приказом министерства цифрового развития и связи Оренбургской области, и уже в рабочем порядке эта документация была доведена до всех ключевых участников. По ходу реализации проекта вносили изменения в дорожную карту и паспорт в связи с продлением сроков ряда мероприятий.

Ключевые стейкхолдеры обозначены в паспорте проекта с указанием должности и фамилии либо руководителя, либо члена рабочей группы, который заинтересован в развитии проекта.

Реестр рисков и возможностей проекта тоже описан в паспорте, но это не значит, что мы зафиксировали риски, описали их и больше к ним не возвращались. Мы регулярно собирались как у куратора, так и у руководителя проекта, чтобы обсудить возникающие риски, выработать план мероприятий по их минимизации. Главный риск — правовой. В связи с масштабностью проекта очень важно на первом этапе разработать и урегулировать нормативно-правовую базу. С появлением в проекте новых участников или сервисов приходилось возвращаться к этому вопросу, дорабатывать базу.
— Какой подход вы использовали при реализации проекта?
— При определении базовых технических требований на этапе подготовки конкурсной документации использовали классический водопад. В части разработки нормативных документов, дорожной карты мы использовали элементы Agile, потому что изменения шли постоянно.
— Какие инструменты вы использовали для совместной работы в команде?
— Для управления задачами проекта использовалась система электронного документооборота Оренбургской области, для оперативных коммуникаций — Skype, чаты Telegram, для проектной деятельности (в том числе и дорожных карт) — «Битрикс24», для документов — система облачного хранения документов doc.orb.ru. В качестве библиотеки знаний выбраны «Битрикс24», doc.orb.ru и система электронного документооборота.
— Вы сказали, что вам очень помог опыт Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области. Какие ваши лучшие практики можно применить в других проектах?
— В нашей модели есть ряд отличий от исходной, разработанной в Санкт-Петербурге. Мы начали работу по тиражированию: представителей нашей проектной команды уже приглашали в десяток регионов России, чтобы обсудить нюансы реализации проекта и перенять опыт. Мы можем предложить пакет нормативных правовых актов и блок-схем (изложены в ТЗ, указанном выше), рассказать представителям других регионов о формировании технических требований к ГИС, о параметрах интеграции с иными информационными системами, о правилах ведения проекта.

— Какие рекомендации по реализации проекта вы можете дать другим регионам?

— Мы рекомендуем синхронизировать нормативные правовые акты и регламентную документацию в части применения универсальных карт; планировать финансовое обеспечение доработки смежных систем и создания инфраструктуры смежными участниками; вовлекать в проект банки. Наличие нескольких банков-участников — залог успешного развития проекта и его конкурентное преимущество. Также с учетом пройденного этапа мы рекомендуем присвоить проекту статус «Приоритетный» или «Межведомственный».
Список участников:
Интервьюер: Олеся Богданова
Экспертная оценка: Владислав Тюрин
Редакция: Алиса Орлова
PR менеджер: Денис Левинский
Дизайнер: Михаил Щербаков
Насколько этот кейс Вам интересен?
(5 – очень интересный, 0 – совсем не интересный)
0
5
Насколько этот кейс полезен для Вашей работы?
(5 – очень полезен, 0 – совсем не полезен)
0
5
Какую дополнительную информацию Вам хотелось бы узнать об этом проекте?
О каком проекте Вы бы хотели прочитать в разделе «Кейсы»?
Оставьте Ваш email, чтобы мы могли пригласить Вас на вебинар, посвященный этому проекту.