Цифровая трансформация технологического присоединения
Московская область
Организация
ГКУ Московской области «Агентство развития коммунальной инфраструктуры»
Количество сотрудников
83 чел.
Модель деятельности
G2B, G2C
Проект
Цифровая трансформация технологического присоединения
Команда проекта
4 чел.
Бюджет
30 млн руб.
Срок реализации
2021–2024 годы
Руководитель проекта
Вадим Каретников, директор государственного казенного учреждения Московской области «Агентство развития коммунальной инфраструктуры» (ГКУ МО «АРКИ»)
Кратко о проекте
Продукт проекта «Цифровая трансформация технологического присоединения» — платформа, состоящая из информационных систем и баз данных. На основе данных выстроены платформенные решения, которыми могут пользоваться различные группы клиентов (физические и юридические лица: госорганы, ресурсоснабжающие организации, подключающиеся заявители). Для получения услуги пользователи должны зарегистрироваться на портале Госуслуг. Платформа используется для приема заявок на подключение к снабжению всеми видами ресурсов и выдает электронные документы по техприсоединению: технические условия на подключение, договоры и акты подключения.

Платформа позволяет решить весь цикл задач, начиная от получения заявки на портале госуслуг Московской области до формирования инвестпрограмм и корректировки схемы электронных моделей. Она решает задачи технологического присоединения заявителей всех типов ко всем видам ресурсов. К платформе уже подключились более 500 ресурсоснабжающих организаций Московской области.
История проекта
Первая базовая система «Ведомственная информационная система мониторинга выдачи и исполнения технических условий» (ВИС МВИТУ) была создана в 2016 году с целью автоматизировать и систематизировать технические условия подключения новых абонентов, выданные ресурсоснабжающими организациями. В настоящее время владельцем системы является Министерство энергетики Московской области.
Техническая справка
Продукт реализован на основе свободно распространяемого программного обеспечения. Использованы базы данных СУБД PostgreSQL, веб-сервер Apache, PHP, сервер реализован на платформе государственной информационной системы (ГИС). Для внутреннего контура приобретен программный комплекс ZuluServer8.0, созданный в Санкт-Петербурге. Он разработан для оцифровки инженерных сетей на топографической основе и выполнения инженерных расчетных задач по гидравлике для систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Внутренний контур представляет собой инженерный блок, который проверяет обоснованность мероприятий, заявленных ресурсоснабжающими организациями. Внешним контуром, обеспечивающим прием заявок, пользуются, кроме сотрудников ГКУ МО «АРКИ», представители ресурсоснабжающих организаций. Система создана исполнителем-подрядчиком и размещена в Центре обработки данных Московской области.

Законодательная основа проекта
- Постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2107 № 955 «Об установлении особенностей оказания услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в электронной форме на территории Московской области и гг. Москвы и Санкт-Петербурга в 2017–2021 годах»;

- Федеральный закон от 27.07.2010 № 190 «О теплоснабжении»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

- Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.04.2018 № 236/пр «Об утверждении форм единых заявок, подаваемых заявителями через региональные порталы государственных и муниципальных услуг в целях получения технических условий, заключения договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также в целях получения актов о технологическом присоединении (применительно к г. Москве и Московской области), и примерного перечня сведений и документов, прилагаемых к ним»;

- отраслевые законодательные акты, регулирующие процедуру получения документов, необходимых для подключения.
В 2020 году лидер проекта Вадим Каретников проходил обучение по программе «Реализация проектов цифровой трансформации». Он ответил на наши вопросы о проекте, который стал дипломной работой его команды.
— С чего начался проект? Кто был его заказчиком?
— Наш проект сейчас состоит из нескольких модулей и продолжает активно развиваться. Он назван по отраслевому функционалу: «Цифровая трансформация технологического присоединения». А началось все с того, что правительство Московской области поставило задачу перевести в электронный вид услуги технологического присоединения — автоматизировать и оцифровать деятельность, связанную с управлением ЖКХ и энергетикой. «Мониторинг выдачи и исполнения ТУ» — базовый отраслевой модуль, на котором потом, как на дереве, выросли ветви дополнительных модулей, связанных с оказанием госуслуг и работой дежурно-диспетчерской службы. Все они базируются на блоке «Электронные модели систем тепло-, водоснабжения и водоотведения», который обеспечивает цифровизацию инженерных сетей по всей Московской области.

Технологическое присоединение включает много аспектов, которые за четыре года были оцифрованы и отработаны на территории Московской области. Наша система позволяет решать задачи, связанные с управлением коммунальным и энергетическим комплексами. Созданная нами платформа существенно повысила скорость обработки запросов и оказания электронных услуг. Такие услуги востребованы как со стороны жителей, так и со стороны бизнеса. Ежегодно мы обеспечиваем заявителям в Подмосковье выдачу более чем 150 000 документов в электронном виде.
— Кого вы считаете целевой аудиторией проекта?
— Это абсолютно все категории заявителей в Московской области: юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели — все, кто возводит объекты капитального строительства. Наш модуль подходит для объектов любого масштаба — от аэропорта, стадиона или торгового центра до частного дома. При этом 80% заявок приходится на подключение частных домов, поскольку Подмосковье активно развивается и строится.
— Кто в первую очередь заинтересован в этом проекте? Какие у него есть очевидные и неочевидные выгодоприобретатели?
— В первую очередь физические и юридические лица, которые подключают свои объекты к инженерным сетям. В год мы оказываем более 10 тысяч таких услуг. Правительство Московской области поддерживает наш проект, поскольку заинтересовано в обеспечении высоких темпов строительства и роста экономики. Перевод услуг в электронный вид — это мировой тренд, поскольку гражданам хочется упростить взаимодействие с государством, сэкономить свое время и ресурсы, быстрее получить документы. Вариантов использования серых схем вообще не остается; более того, при направлении договора на подключение мы проверяем стоимость подключения объекта заявителя к инженерным системам. Были случаи, когда в результате проверки первоначальная цена была снижена на 20%. Теперь в Подмосковье заявитель может быть уверен, что с него не возьмут лишнего.
— Как выглядели процессы в начале проекта? Опишите их состояние As Is.
— Подключение каждого из пяти видов ресурсов: электроэнергии, газа, воды, канализации, тепла — происходило по собственной схеме в разных ресурсоснабжающих организациях. При этом везде были свои правила, а иногда различался даже набор документов, поэтому подключить новый объект было непросто, на это действительно уходило очень много времени. Кроме того, не всем удавалось правильно заполнить документы с первого раза. Чтобы получить услугу, заявителю нужно было лично приехать в ресурсоснабжающую организацию как минимум два раза — подать заявку и забрать документы. Более чем в 50% случаев было необходимо посетить ресурсоснабжающую организацию три раза и более. Теперь всю процедуру можно пройти даже с домашнего компьютера.
Ограничения при масштабировании проекта:
  • несовершенство законодательства;
  • разный уровень цифровизации регионов, отсутствие региональных порталов государственных и муниципальных услуг;
  • отсутствие ответственности за нарушение сроков оказания услуг;
  • необходимость унификации работы поставщиков ресурсов.
— С какими еще проблемами вам пришлось столкнуться?
— Стоимость подключения и состав пакета документов невозможно было проверить, поскольку эти данные раньше были только у ресурсоснабжающих организаций. После запуска первого модуля мы получили электронные модели и на их основании стали обсуждать спорные моменты. Например, выясняли, почему точка врезки так далеко, когда есть возможность подключить ближе и тем самым снизить стоимость. В процессе работы над платформой мы фиксировали случаи, когда к заявителю предъявлялись избыточные требования, например, от него хотели получить дополнительные документы, не предусмотренные законодательством. Также удалось выявить и пресечь серые схемы, с помощью которых заявителя вынуждали платить дороже или, наоборот, предлагали подключиться дешевле за счет других объектов. Крайним в этой цепочке часто оказывался государственный объект, стоимость подключения которого была сильно завышена. Такие факты мы начали выявлять и искоренять, устанавливая реальную стоимость подключения и организуя проверки для устранения нарушений. При наличии контроля существенно повысилась дисциплина оказания услуг технологического присоединения. Но в первые полгода работы по новой схеме нам пришлось столкнуться с сопротивлением: поставщики ресурсов были недовольны тем, что их производственная и финансовая деятельность стала прозрачной. Приходилось привлекать высших должностных лиц Московской области, чтобы решать эти проблемы. Мы подписали юридическое соглашение со всеми участниками процесса, обязывающее их работать по новым схемам.
— Как вы сформулировали главную цель проекта «Цифровая трансформация технологического присоединения»?
— Главных целей три: работать по прозрачным схемам, снижать транзакционные издержки и исполнять требования законодательства. В законе все сказано, но при движении бумажных документов всегда возможны махинации. Непрозрачность процесса вызывала недовольство не только у заявителей, но и у руководства региона: не всегда было понятно, где и каким образом объекты подключаются к инфраструктуре. Случались неприятные сюрпризы: например, мы видели ранее выданные договоры, которые не числились ни в одном реестре.

За четыре года мы провели огромную работу и в результате получили официальные разъяснения от Минстроя РФ по ряду спорных вопросов. Выяснилось, что в Московской области, несмотря на цифровизацию и контроль за строительством, было много случаев, когда разрешение на ввод объектов в эксплуатацию выдавали по документам, не соответствующим законодательству. Это происходило из-за разных формулировок и несоответствий в законодательстве. Мы выявили и решили эти проблемы благодаря статистике, которую собирает наша система. До 1300 заявок в день поступают в систему и обрабатываются сотрудниками Агентства.

По итогам работы платформы мы выдвинули 22 предложения по совершенствованию законодательства, с ними сейчас активно работает Минстрой РФ. Совсем недавно было реализовано одно из наших предложений — создан типовой договор на теплоснабжение. Раньше были типовые договоры по водоотведению, по электричеству, по газу, а по теплу не было. Это усложняло нам работу.

Общаясь во время обучения с коллегами, я часто слышал о том, что информационные системы не только позволяют автоматизировать и отслеживать все действия, но и выявляют нестыковки в процессах. Можно сразу проводить оптимизацию процессов, исключать лишние звенья. Так, путь от подачи заявки до исполнителя мы сократили фактически до одного шага.

Перед нами стояли задачи снижения всех видов издержек застройщиков, сокращения времени и стоимости подключения к инженерным сетям, а также снижения риска злоупотреблений.

На первом этапе мы добивались общей прозрачности процессов, на втором — оптимизации всех стадий техприсоединения. Сейчас, на третьем этапе развития системы, мы осуществляем сквозной мониторинг подключения, то есть отслеживаем цепочку от начала и до конца. После выдачи договора на подключение мы собираем информацию обо всем, что происходит с объектом: когда появится архитектурный проект, когда начнется стройка, когда она закончится, когда произойдет подключение, когда будет заключен договор на ресурсоснабжение.

Мы хотим видеть весь цикл технологического присоединения в динамике и хранить в архиве все заявки. Объединяя мелкие заявки в одну большую и далее включая их в госпрограмму, мы сможем правильно сформировать инвестиционную программу коммунальных предприятий и мероприятия госпрограммы. Заранее планируя строительство котельных, водозаборных узлов или станций водоочистки, мы снизим затраты и стоимость подключения для заявителей. Наличие пула заявок помогает ресурсоснабжающим организациям обосновать свои потребности в модернизации. Ранее при обосновании своих потребностей в инвестпрограмме они ссылались на сформированный ими же перечень мероприятий. Нередко уже после утверждения инвестпрограммы появлялись дополнительные заявки и требовалась корректировка финансирования. Теперь при наличии системы мы сразу видим все заявки и подтверждаем их очень быстро.

Процесс техприсоединения состоит из трех звеньев: заявки на подключение на портале, инвестпрограммы ресурсоснабжающей организации и схемы сетей с электронными моделями.

Чем уникален наш портал? К нему подключены все крупные и средние ресурсные организации Подмосковья, а их более 500. Один наш сайт заменяет 500 сайтов ресурсоснабжающих организаций: это очень удобно жителям и дает колоссальную экономию средств предприятий. При этом, для того чтобы подключиться к любой инфраструктуре, обычному заявителю достаточно иметь регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (регистрацию на портале госуслуг) и подать заявку.
— Что вы делаете для информирования граждан об этих услугах?
— В течение первых трех лет было несколько массовых кампаний по информированию населения о наших электронных услугах. Кроме того, на всех сайтах ресурсоснабжающих организаций есть кнопка «Подать заявление на техприсоединение». Пройдя по ссылке, заявитель попадает на региональный портал госуслуг, где можно оформить заявку на получение технических условий, договора или акта о подключении (технологического присоединения).

Однако у жителей существует определенная настороженность по отношению к новым формам работы, и от нее никуда не деться. Если молодежь сразу пытается решить любой вопрос посредством портала госуслуг, то старшее поколение по привычке идет в «Водоканал» с бумажными документами. По нашим данным, примерно пятая часть заявителей до сих пор подают документы в бумажном виде, на мой взгляд, это проблема. Практика показывает, что именно в бумажном потоке случаются сбои: то документ неправильно оформлен, то сумма не сходится. Мое личное мнение: если регион технически готов, то принимать документы на техприсоединение нужно исключительно в электронном виде. Заявители подают документы на бумаге в ресурсоснабжающие организации один-два раза в неделю, принять и перевести их в электронный вид сможет один специалист. Зато в системе будут видны сроки и качество проработки документов в 100% случаев.
— Какие инструменты разработки и реализации проекта вы применяли? Как исследовали клиентский опыт
— Я использовал в работе новые инструменты, которые освоил во время обучения в Центре. При изучении пути клиента мы рисовали блок-схемы всех процедур, которые выполняются при оказании госуслуг. Определяли действия участников процесса, их потребности, эмоции, составляли портрет аудитории, определяли стейкхолдеров, создавали ценностное предложение. Также мы создали функцию обратной связи, чтобы пользователи могли оставить предложения по улучшению системы, мы будем включать их в техзадания для дальнейшей доработки.
— Удалось ли выстроить межведомственное взаимодействие?
— Была создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители Министерства жилищной политики Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области и Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области (Мингосуправления). Последнее является оператором регионального портала «Госуслуги». Мингосуправления предоставило нам доступ к интерфейсу и API для приема заявок через региональный портал «Госуслуги» и сделало фронтальную часть. Мы разработали электронную форму заявки, включающую пакет документов от заявителя, расписали варианты и блок-схему действий. Комитет по архитектуре и градостроительству отвечает за государственную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности Московской области, нашу базовую систему в строительстве. За координацию предоставления услуг отвечает Мингосуправления, Минжилполитики Московской области. Конечно, обсуждали проблематику, раскладывали конструктор As Is — To Be. Также мы работали с федеральными структурами, Росреестром и Федеральной налоговой службой в части межведомственных запросов, выписок из Росреестра и из налоговой службы. Таким образом, в рабочей группе участвовали пять органов власти — три региональных и два федеральных.
— Расскажите о других модулях проекта.
«Карта свободных мощностей» предназначена для застройщиков, ею чаще пользуются юридические лица: инвесторы, застройщики и малый бизнес, когда планируют какой-то объект и оценивают стоимость его подключения. «Карта свободных мощностей» очень нужна представителям бизнеса. Наличие такого сервиса — один из критериев оценки деятельности властей региона. Для бизнеса упрощение процедур техприсоединения принципиально важно.

«Карта ресурсообеспечения МКД» адресована жителям многоквартирных домов (МКД), ее задачи — информирование, сбор жалоб на работу ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний. Сервис выявляет скрытые проблемы (отсутствует отопление, не работает канализация и т. п.) и показывает их в виде тепловой карты, на которой видны районы, где больше всего жалоб. Этот модуль был в проекте одним из приоритетных, он наиболее востребован.

Проект «Карта ресурсообеспечения МКД» в 2020 году завоевал Гран-при «Народное признание» на Всероссийском конкурсе проектов региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ IT.2020». За команду проголосовали более 10 тыс. жителей Московской области.

С помощью сервиса можно узнать:

  • информацию об аварийных ситуациях;
  • сроки проведения профилактических работ;
  • график сезонного отключения горячей воды;
  • даты включения/отключения отопления.

Статистика посещений показывает, что «Картой ресурсообеспечения МКД» уже воспользовались свыше 860 тыс. человек. А в пик запуска отопления (в сентябре 2020 года) на сайт зашли 210 тыс. посетителей.

Когда я пришел на обучение, «Карта ресурсообеспечения МКД» была почти готова в первоначальном кратком варианте. Во время обучения в Центре мы дополнительно проводили тестирования, планировали комплексы услуг и системы информирования. Благодаря общению с коллегами я понял, что пользователю вряд ли будет удобно иметь в телефоне отдельное приложение, поэтому мы решили создать телеграм-бот он оказался удобнее, чем электронная рассылка, в дальнейшем мы собираемся расширять его функции.

В начале мая 2020 года прототип модуля «Карта ресурсообеспечения МКД» был запущен в тестовом режиме, мы показывали его целевой аудитории — ресурсоснабжающим организациям, кроме того, создали рабочую группу из активистов Ассоциации управдомов Московской области (это региональная некоммерческая организация), показали им прототип, собрали предложения, замечания. Теперь эта рабочая группа стала постоянной. Получив обратную связь, мы доработали карту; в промышленную эксплуатацию она вышла в конце мая 2020 года. С тех пор мы дорабатываем ее с учетом отзывов пользователей и новых идей.
— Перед запуском этого модуля вы прорабатывали матрицу рисков?
— Да, и продолжаем это делать. В Агентстве развития коммунальной инфраструктуры есть ситуационный центр энергетики ЖКХ, там ведется мониторинг аварий и отключений. Все подобные инциденты мы отслеживаем и на основании запросов сделали для жителей удобный сервис информирования.
— Какие целевые показатели вы для себя выбрали на этапе запуска «Карты ресурсообеспечения МКД»?
— Главный целевой показатель — охват всей Московской области. Как мы и предполагали, услуга стала востребованной, было важно, чтобы как можно больше людей знали о ее существовании. При этом жители получают информацию по разным каналам. Мы провели три большие информационные кампании для стимулирования посещаемости сайта и видим, что нашу услугу знают. Особенно большой наплыв посетителей наблюдается в моменты начала и завершения отопительного периода. Жителей интересуют три ключевых вопроса: когда весной отключат отопление, когда летом отключат горячую воду и когда осенью включат отопление. Это явно отражено в наших сервисах. В среднем «Карту ресурсообеспечения МКД» посещают от 200 до 700 человек в день, а в пиковый период — до 40 тыс. человек в день.
Расскажите о команде проекта. Какая у вас организационная структура, роли?
В команде проекта развития системы нас четверо. У каждого было свое направление: один из нас занимался ИТ-экспертизой и безопасностью, двое отвечали за юридическую часть, готовили предложенияпо изменению законодательства, еще один человек изучал отраслевые вопросы. Действия команды мы координировали в телеграм-чате.

Сейчас, готовясь к масштабированию, мы исследуем специфику регионов. Нам важно понять, какие сложности могут возникнуть при внедрении системы и как сформировать организационные структуры. Оказалось, что не везде есть оргструктуры для мониторинга подобных услуг, в некоторых регионах их сейчас собираются создать. Мы изучаем, как сформированы системы оказания госуслуг в регионах, как работают ресурсоснабжающие организации, как о них отзываются заявители — это важно учитывать тем, кто выстраивает коммуникацию с ресурсоснабжающими организациями и заявителями в нашей команде. На основании полученных данных мы сможем грамотно выстроить политику внедрения в регионе.
— Какой подход вы применяли в реализации проектного модуля?
— Аgile. Мы последовательно наращиваем функционал, Agile хорошо подходит для быстрого написания программного обеспечения. Мы шли маленькими итерациями: сделали, протестировали, получили обратную связь, доработали, снова проверяем в работе. Начинали мы с базовых функций и в процессе работы наполняли, расширяли и дорабатывали их. «Карту ресурсообеспечения МКД» запустили сначала в базовом варианте: только карта и сроки отключения отопления для МКД. Ко второму этапу (отключение горячей воды) мы подготовились основательнее: добавили сведения об управляющих компаниях, чтобы жители знали, куда обращаться, добавили визуальный интерфейс и сведения о том, какие коммунальные услуги централизованно оказываются в данном многоквартирном доме. А к запуску отопления осенью мы пришли уже во всеоружии — с телеграм-ботом, данными диспетчерских служб и сведениями о теплоисточниках. Последняя доработка состояла в том, что добавили подробную информацию о каждой из 2700 котельных и привязали к ним каждый из 55 000 МКД.
— Как часто вы замеряете промежуточные результаты проекта? Какие параметры выбрали?
— Сбор статистики у нас проводится постоянно, модуль статистики мы сделали сразу. Он показывает посещаемость сайта и количество жалоб. Выяснилось, например, что количество жалоб коррелирует с погодой. Когда становится холодно, идут жалобы на отопление, если были не отрегулированы системы. После сильного ливня обязательно возникает всплеск жалоб на отключение электроэнергии в садовых некоммерческих товариществах. Посещаемость сайта также увеличивается в периоды отключения отопления и горячей воды.

Данные мы анализируем еженедельно, но можно установить любой диапазон времени. Жалоба, поступившая на портал, в тот же день попадает к специалисту в администрацию, у которого по регламенту есть два дня на подготовку ответа.
— С какими трудностями вам пришлось столкнуться?
— Трудности у нас в основном в том, что ресурсоснабжающие организации не хотят давать информацию о себе. Административные сложности мы решали с помощью оперативных совещаний на уровне министров, а некоторые вопросы пришлось поднять на уровень зампреда правительства Московской области. В итоге все вопросы были сняты. После этого мы взялись за процедуру рассмотрения жалоб и сократили ее до 2–7 дней в зависимости от сложности. Следующий этап развития системы— внесение сведений о плановых и аварийных отключениях электроэнергии, которых в десятки раз больше, чем в коммуналке. Здесь много сложностей, в основном это нестыковки информсистем, но до конца года мы эту проблему решим.

Есть нестыковки в отраслевом и градостроительном законодательстве; мы их выносим на рассмотрение Минстроя, там их постепенно решают, хотя вопрос сложный. Дело в том, что регионов, которые участвуют в подобной схеме, мало: Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Из разговоров с коллегами из других регионов я понимаю, что у них могут быть серьезные проблемы при внедрении подобных систем.
— Вы планируете масштабировать вашу платформу?
— Да, мы хотим масштабировать наши наработки, на этот счет есть поручение губернатора Московской области А. Ю. Воробьева. Наше решение универсально и на 100% готово к внедрению в любом регионе, поскольку оно реализует единые для всех требования федерального законодательства. В случае заинтересованности мы готовы оказать поддержку в рамках соглашения с Московской областью и обеспечить нашими методическими наработками, обучить персонал.

Купить коробку, установить и начать пользоваться услугами и сервисами не получится. Порталы — это большие программные комплексы, и сами по себе, без наполнения, они не работают. Ресурсы, как финансовые, так и кадровые, необходимо выделять, чтобы загрузить в систему первичную документацию, внести основные документы и обучить специалистов.
— Какие рекомендации вы можете дать командам перед запуском пилота или тестовой версии продукта?
— Обязательно ознакомиться с нашим опытом и опытом тех, кто уже внедрил подобные системы, тогда станут понятны 95% вероятных проблем. Есть готовые нормативные акты, но их, возможно, придется дорабатывать. А не рекомендую я заниматься самодеятельностью. Если при внедрении в регионе решили вычеркнуть что-то из рекомендуемого перечня этапов, который составили разработчики, то не стоит удивляться, что внедрение не получается. Авторы проекта не всегда готовы в полном объеме описать все процессы и задачи; часть вопросов они решили на этапе внедрения и уже забыли о них. Но при запуске системы в другом регионе на месте этой решенной, но не описанной проблемы возникает сложность. Поэтому, когда принимается решение о внедрении каких-то наших разработок, принято подписывать соглашение о сопровождении проекта внедрения. Так планируется сделать при тиражировании наших решений в Ульяновской и Калужской областях. Иначе мы не можем гарантировать результат.

При внедрении больших проектов всегда возникают подобные проблемы, но если их осознавать, то совместными усилиями можно сократить путь. Ну и есть общее пожелание: фиксировать договоренности и документировать реализацию с обеих сторон. Нерешаемых задач нет, есть безынициативные люди!
Редакция — Алиса Орлова, Ксения Киселева
Экспертная редакция — Владислав Тюрин
Интервьюер — Юлия Каменщикова
PR менеджер — Денис Левинский
Дизайнер — Михаил Щербаков
Насколько этот кейс Вам интересен?
(5 – очень интересный, 0 – совсем не интересный)
0
5
Насколько этот кейс полезен для Вашей работы?
(5 – очень полезен, 0 – совсем не полезен)
0
5
Какую дополнительную информацию Вам хотелось бы узнать об этом проекте?
О каком проекте Вы бы хотели прочитать в разделе «Кейсы»?
Оставьте Ваш email, чтобы мы могли пригласить Вас на вебинар, посвященный этому проекту.